Уникальный проект планируют реализовать осенью
Фото из личного архива Елены Ульяновой
В Тюмени планируют реализовать увлекательный проект «Краеведческая мастерская семейных настольных игр «Мерекай». На тюменском диалекте слово мерекай означает «думай, соображай». О том, как создавался проект, и что он предлагает тюменцам, корреспондент издания «Тюменская область сегодня» узнала у его руководителя Елены Ульяновой.
– Как возникла идея создания проекта?– Отправной точкой для создания проекта послужила идея популяризации тюменской литературы через диалектизмы, встречающиеся в произведениях местных писателей. Сама идея принадлежит автору нашей флагманской игры «Мерекай» , контент-редактору сайта «Электронная библиотека тюменского писателя» Евгении Куприенко.
По нашим наблюдениям, интерактивы с использованием сибирских словечек, вышедших из активного употребления, пользуются популярностью среди молодежи. Даже самые пассивные слушатели включаются в общее обсуждение и делятся своими предположениями на тему, что может обозначать то или иное слово. Не исключаю, что в этот момент пробуждается генетическая память. Начинается диалог обычно с вопроса о значении какого-либо термина, а при возникновении затруднений можно прочесть отрывок произведения, в котором оно встречается, и в дальнейшем обратиться к полному тексту. Для этого отделом электронных ресурсов МАУК «ЦГБС» ведется огромная работа по наполнению сайта «Электронная библиотека тюменского писателя» , где размещены полные тексты произведений наших авторов.
Если молодежь чаще значение слов угадывает, то их бабушки и дедушки могут его вспомнить и оживить для внуков какие-то семейные воспоминания. Именно создание условий для такого взаимодействия и является сверхзадачей нашего проекта. Собственно, так и родилась идея создания настольной семейной игры «Мерекай». В ней соединилось множество факторов: трансляция семейных ценностей и укрепление института семьи, продвижение тюменской литературы и побуждение интереса к чтению, знакомство со своей малой родиной через язык и художественную литературу
– Еще какие-то игры войдут в проект?– Конечно, в нашей копилке не одна игра – целью проекта заявлено создание краеведческой мастерской семейных настольных игр. Кроме уже полюбившихся тюменцам краеведческих настолок, таких как «Земля отцов», «Сибирский капитал» и «Мемори72», на игротеках будут презентованы наши авторские разработки. Например, игра «Территория больших людей», автор которой — главный библиотекарь справочно-информационной службы Центра семейного чтения им. А.С. Пушкина Алеся Ченцова, а также «ЭМОДЖИнариум», которую создала библиотекарь абонемента для читателей до 14 лет библиотеки «Олимп» Дарья Бешенцева.
В первой в игровой форме можно проверить и обогатить свои знания о Тюменской области, а во второй «прокачать» эмоциональный интеллект. Кстати, на создание «ЭМОДЖИнариума» нас вдохновили метафорические карты и произведения знаменитых тюменских авторов Владислава Крапивина, Анны Неркаги и Константина Лагунова. Как нам это удалось соединить, мы покажем на презентации игры уже в октябре этого года.
– Проводились ли пробные игры? Какие результаты вы получили?– Создание настольной игры – это объемный творческий процесс, где от первоначального авторского замысла мало что остается. Пробные игры – один из важных этапов их создания. Мы вручную изготовили элементы игр, собрали небольшую фокус-группу, на которой проверили, как работает механика игр, какие вопросы возникают по ходу, понятно ли прописана инструкция. Но главное, стало понятно, какие впечатления остаются у игроков.
Это было очень интересно. В какой-то момент мы забыли, что это техническая проверка, включился азарт. Опомнилась, когда поняли, что прошло уже больше двух часов, и пора расходиться. Все три игры абсолютно разные, для их прохождения нужны совершенно разные знания и навыки. Как в семьях и бывает, когда родители и дети, бабушки и дедушки – каждый сможет себя проявить и быть полезным остальным членам команды.
– Как проходит флагманская игра «Мерекай» и сколько человек в ней сможет одновременно участвовать?– «Мерекай» состоит из карточек с разными заданиями и игровым полем с маршрутами по историческому центру Тюмени. Правильно отвечая на вопросы, узнавая новые слова и книги тюменских авторов, игроки проходят виртуальную экскурсию по городу. Есть сложные карточки, где нужны знания, опыт и интуиция, а есть творческие – спой песню, разгадай загадку.
Одновременно в игре могут принимать участие от двух до шести человек. Можно играть в разных режимах и отталкиваться от количества свободного времени – от 10 минут до нескольких часов. Игра опирается на словарь редких и забытых слов по произведениям писателей Тюменской области «МЕРЕ́КАЙ». А он, в свою очередь, создан на основе произведений, написанных в XIX и XX веках тюменскими писателями, полные тексты которых размещены на сайте «Электронная библиотека тюменского писателя».
– В чем суть еще двух игр мастерской?– Любовь к Родине у подрастающего поколения начинается с ощущения родного края. В процессе игры «Территория больших людей» каждый игрок познакомится с основными этапами развития нашего региона, судьбами наших земляков, с природными богатствами, вспомнит исторические и культурные события, сыгравшие важную роль в развитии нашей страны. Каждый игрок сможет не только проверить свои знания в разных областях жизни нашего края, но и в случае затруднения, используя современные технологии, оперативно найти необходимую информацию о Тюменской области, с помощью QR-кодов переместившись на краеведческий портал «ГородТ». Таким образом, необходимо собрать все элементы пазла, который представляет собой карту Тюменской области.
В создании «эмоциональных» иллюстраций игры «ЭМОДЖИнариум» участвуют дети – активисты первичного отделения «Движения Первых», и это особенно ценно для нас. Иллюстрируя наиболее яркие эпизоды из произведений тюменских писателей, они знакомятся с текстами, обсуждают сюжеты на занятиях, и только после этого приступают к рисованию. Основные принципы игры – умение слушать мнения друг друга, аргументация своей точки зрения. В результате игры развивается эмоциональный интеллект, эмпатия, ассоциативное мышление. В этой игре нет правильных или неправильных ответов, она скорее работает как психологический тренинг.
– Для реализации проекта вы подавали его на конкурс грантов и выиграли. Как это произошло?– Игротеки очень популярны среди тюменцев, так что сомнений у нас, учитывая ценный контент, собранный по крупицам, и фокус на семью, не было. Мы надеялись, что нашу идею семейной краеведческой игротеки оценят и поверят в ее актуальность так же сильно, как мы. Нам очень хотелось сделать игры.
Основные средства идут на разработку макетов и изготовление игр. Так как АНО «Бюро культурных инициатив | Тюмень» реализует проект в партнерстве с «Централизованной городской библиотечной системой Тюмени», то площадками для проведения семейных игротек станут филиалы системы, расположенные в разных частях города.
С наступлением сентября откроется сезон игротек, поэтому мы заранее приглашаем семьи нашего города в библиотеки поиграть в настольные краеведческие игры.
# игра
Елена Волкова