Новый взгляд на новое лицо искусства

Изначально предполагалось, что выставка «Работа никогда не завершается», которой в Тюмени торжественно открыли новое здание Музейного комплекса имени Словцова, может показаться зрителям непонятной и провокационной. Об этом предупреждала и Алиса Прудникова, комиссар 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в чьих рамках был создан специальный экспозиционный проект для областной столицы. Прудникова пояснила, что «непонятности» заложены в самом современном искусстве. Именно они заставляют нас смотреть на привычные вещи новым взглядом и удивляться.

Леонид Тишков и его инсталляция «Безымянная».

Дмитрий Ткачук

Памятные узелки

Завязкой выставочного проекта явился тюменский махровый ковёр, который век назад высоко ценился как в нашей стране, так и за рубежом, и чьё производство сегодня сохраняют Сибирская ковровая фабрика в Ишиме да считаные мастерицы на селе. Двадцати шести художникам из России, Италии, Великобритании, Турции и Азербайджана предложили найти смыслы, которые рождает процесс создания ковра. Из их неукротимой фантазии и родилась экспозиция, ставшая событием в культурной жизни регионального центра.

— Современным языком художники говорят о народных традициях и людской памяти, — пояснила Светлана Усольцева, куратор Уральского филиала Государственного центра современного искусства. — Выставка также наводит на мысль о том, что любые наши действия имеют своё отражение в будущем.

Вся символика экспозиции построена на нитях и их сплетениях. «Тюменские известия» прислушались к её языку и услышали немало интересного, пронзительного и даже шокирующего.

Азербайджанский художник Фаиг Ахмед, чьи выставки проходят по всему миру, удивляет зрителей ковром ручной работы, сакраментальный орнамент которого вываливается из строгой прямоугольной формы изделия, словно живот беременной из тесной одежды. Ахмед экспериментирует с традицией и цифровыми технологиями, с помощью компьютерной графики деконструирует классические узоры, заставляя их то растекаться в рамках ковра, то взрываться. Эффектно, оригинально, неожиданно. И нетрудно понять, что трёхмерные работы художника демонстрируют сопротивление искусства системности.

Инсталляция Татьяны Ахметгалиевой «Клото» отсылает посетителей выставки к мифу о греческой богине, которая в образе пряхи нанизывает события жизни на нить судьбы. Художница создала из нитей портреты ткачих Свердловского камвольного комбината. Предприятие год за годом теряет позиции в условиях современного рынка. И труженицы комбината изображены в образе уходящей натуры.

Потрясают работы художника Леонида Тишкова из Москвы. Их на выставке две. Тишков сам приехал на открытие экспозиции и поведал о том, какие семейные нити пронизывают его инсталляции. Работа «Безымянная» представляет собой деревянную скамейку и невысокий холмик, сформированный из старой одежды, укрытой тюменским ковром. Это могила его деда, расстрелянного за антисоветскую деятельность в Тюмени.

— В архиве ФСБ мне удалось познакомиться с дедовским делом, — рассказывает художник. — А вот могилку я не смог найти. Был на Текутьевском кладбище, увидел разруху, сломанные кресты. Большинство могил — безымянные. В кладбищенской конторе мне сказали, что все книги с записями об умерших сгорели. Побывал и у памятника жертвам сталинского режима на улице Полевой. Место, где похоронены 2,5 тысячи невинно убитых людей, не найти, оно закатано в асфальт. Своё переживание по этому поводу я выразил в инсталляции. Чёрный цвет ковра — тюменская земля, на которой растут непосаженные мною цветы. Можно сесть на скамью у безымянного холма и представить себе, что здесь покоится Иван Григорьевич Тишков, расстрелянный 5 декабря 1937 года и похороненный где-то в Тюмени…

Вторая работа Тишкова получила название «Вязанник». Это своего рода мифическое существо, которое родилось в фантазии художника, когда он наблюдал, как мать вяжет крючком круглые коврики. Так делали многие рукодельницы ушедшего поколения — рвали на полоски вышедшую из употребления одежду, превращая её в пёстрые половички и дорожки, которые не только украшали дом, но и хранили память об ушедших членах семьи. Мать научила вязать Леонида. И он придумал для себя вязанный из старых тряпок костюм-скафандр. Надев его, художник чувствует, что его охраняет и обнимает вся родня.

— Из ремесла вязания ковриков я создал ритуал сплетения душ в спираль вечности, кокон памяти, — поясняет Тишков. — Вязанник хранит тепло людей моего рода, овеществляя память.

В своём творчестве он пытается соединить разорванное время. Уверен, если люди не будут связывать эпохи и поколения, то всё распадётся на клочки.

— Это постоянная работа — делать памятные узелки. Именно они позволят нам жить, — считает Леонид. — По этим ниточкам и узелкам мы поднимаемся в будущее, они же связывают нас с прошлым.

Сила образа

Все экспонаты выставки так или иначе перекликаются с её названием «Работа никогда не прекращается». А название это позаимствовано у самой, пожалуй, шокирующей работы, автором которой является Элиза Беннет из Великобритании. Её инсталляция состоит из нескольких снимков, на которых изображена женская ладонь с прошитой нитяными узорами кожей, и видеозаписи, демонстрирующей процесс вышивки.

— Физиологическая и сложная для восприятия работа. Её чувствуешь кишками, — комментирует Алиса Прудникова. — Но это безболезненная практика, которую, наверное, проходили все девочки на уроках труда. Я помню, как сама экспериментировала, прошивая себе кожу, не задевая нервных окончаний. Процедура бескровная, но пугающая объёмной вышивкой на руках. Я воспринимаю её как некий жест уважения в сторону наших бабушек, которые всегда были тесно связаны с землёй. Это их натруженные, «прошитые» тяжёлой работой руки. Да, эти фото и видео могут заставить содрогнуться. Однако искусство — всегда стресс, преодоление неких границ. Работа Беннет вызывает неоднозначные чувства. В этом и заключается сила образа.

Женскую историю рассказывает инсталляция творческого объединения «Наденька». На предметах бытовой одежды и кухонных прихватках написаны завоёванные в XX веке женщинами права: на развод, аборт, образование, профессию. Молодые художницы размышляют о том, насколько прошлое столетие изменило статус женщины и её роль в обществе. И сколько ещё должно пройти времени, чтобы представительницы прекрасного пола завоевали для себя, например, право на оплату домашнего труда? Женский вопрос всегда остаётся открытым…

Квинтэссенцией выставки Прудникова называет работу творческого объединения «Куда бегут собаки». Это перформанс с длинным названием «Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта». Он длится с 2011 года. Стартовал в Латвии, побывал в Екатеринбурге, Москве, Лондоне, Томске, Перми, теперь продолжается в Тюмени. Всюду происходит одно и то же: стоят лампа с абажуром и уютное кресло, в котором сидит бабушка в очках, погружённая в процесс вязания, у её ног лежат хитро связанные в пучки разноцветные нити. Рукодельница не реагирует на внешнее, и у зрителей создаётся впечатление, что они подглядывают за ней в открытое окно.

Создатели расшифровывают свою работу так: «Вязание — это превращение двухмерной схемы в объёмную вещь, то есть заполнение пространства. В перформансе схема сгенерирована по параметрам, составляющим множество Мандельброта — первый в истории фрактал. Ряд за рядом, цикл за циклом вязальщица плетёт ткань бытия». Иными словами, бабушка, заполняющая свободное время вязанием, — яркая иллюстрация никогда не завершающейся работы.

Между тем сама выставка завершит свою работу 21 января 2018 года. За этот период с ней смогут познакомиться все желающие, кому небезынтересно современное искусство. Безусловно, одни экспонаты поразят зрительское воображение и заставят задуматься над смыслом, который они несут в себе. Другие, не исключено, останутся в памяти лишь как забавные сюжеты.

 

комментарии

 

Наталья Шевчик

первый заместитель губернатора Тюменской области:

— Открытие нового здания музейного комплекса — большое событие в культурной жизни нашего региона. И выставка, которая открыла его, уникальна. У неё символическое название — «Работа никогда не завершается». И пусть сегодня начальный этап работы для нас завершён — музей распахнул свои двери, нам ещё предстоит обжить его пространство, реализовать новые смелые проекты. Надеюсь, выставки современного искусства пройдут и в других городах нашей области, а Тюменское музейно-просветительское объединение, в состав которого входит Музейный комплекс имени Словцова, обеспечит региону новые культурные точки роста. Создавая это объединение, мы думали о том, как важно расширять границы музейной деятельности. Это был осмысленный шаг. Формируя единое музейное пространство, мы объединяли возможности всех музеев. Теперь они могут консолидировать свои силы и фонды и создавать нечто интересное для всех жителей и гостей Тюменской области.

 

Сергей Корепанов

  председатель Тюменской областной Думы:

— Этого события ждали давно. Депутаты областной Думы пытались ускорить его наступление. Мы проводили в строящемся здании музейного комплекса День депутата, обсуждали вопрос финансирования и завершения строительства на комитете по бюджету и на заседании регионального парламента. Дело несколько затянулось, поскольку финансирование велось из двух бюджетов: федерального и регионального. Да и финансово-экономическое положение в последние годы в стране было не самое благоприятное. Но день торжественного открытия наступил. И это здорово! С введением в эксплуатацию нового здания у музея появились условия не только для хранения богатого историко-культурного наследия нашего края, но и для его демонстрации. Я говорил Наталье Шевчик, что в историческом парке «Россия — моя история», который открылся в Тюмени 1 ноября, созданию нефтегазового комплекса Западной Сибири уделено мало внимания. Она пообещала, что мы с лихвою компенсируем это в музейном комплексе, где данной теме будут посвящены целые разделы.

 

Алиса Прудникова

глава дирекции регионального развития Государственного центра современного искусства —
РОСИЗО, комиссар 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства:

— Мы очень рады сотрудничеству с Тюменской областью. ГЦСИ уже 20 лет ведёт работу в регионах, оказывая поддержку развитию современного искусства на местах. Для Тюмени мы подготовили специальный проект «Работа никогда не завершается», положив в основу идеи историю тюменского махрового ковра и предложив поработать с этой темой художникам, которые не имеют к региону никакого отношения. Ведь зачастую с близкого расстояния невозможно увидеть в привычных вещах что-то новое и необыкновенное. Главный секрет успеха Уральской биеннале — это взаимодействие с индустриальным партнёром (в данном случае с компанией «СИБУР») и продвинутой властью. В Тюмени всё сошлось.

 

Светлана Сидорова

генеральный директор Тюменского музейно-просветительского объединения:

— У нас всё впереди. Выставка современного искусства — самый первый проект. Нам очень хочется, чтобы Музейный комплекс имени Словцова стал пространством для проведения содержательного досуга, чтобы никому из посетителей здесь не было скучно. Музей не будет площадкой пассивного восприятия экспонатов. Он превратится в центр активного и познавательного отдыха. В настоящее время мы готовим большую просветительскую и развлекательную программу новогодних мероприятий. В ближайшие месяцы реализуем новый проект совместно с Детским музеем истории русской открытки из Кирова. И не за горами тот день, когда завершим работу по созданию больших стационарных экспозиций.

 

Ирина Бурбо

менеджер функции «Поддержка инвестиционной деятельности и социальной политики» ООО «СИБУР»:

— Уральская индустриальная биеннале современного искусства — одно из самых ярких и значимых мероприятий в России. Для нашей компании большая честь быть партнёром специального проекта, который организаторы биеннале реализуют в Тюмени. Это высокая планка. И мы будем прикладывать усилия, чтобы её удерживать.

Ирина Тарабаева

Последние новости Тюменской области по теме:
Новый взгляд на новое лицо искусства

Новый взгляд на новое лицо искусства - Тюмень
Изначально предполагалось, что выставка «Работа никогда не завершается», которой в Тюмени торжественно открыли новое здание Музейного комплекса имени Словцова, может показаться зрителям непонятной и провокационной.
06:16 14.11.2017 Тюменские известия
- Тюмень
Фото: www.duma72.ru Открытие музейного комплекса имени И.Я. Словцова состоялось в Тюмени В новом здании по ул.
09:33 13.11.2017 Единая Россия
 
По теме
Московский художник представил в Тюмени необычную инсталляцию - MegaTyumen.Ru Посетители выставки «Работа никогда не завершается», которая проходит в музейном комплексе имени Словцова в рамках четвертой Уральской биеннале, могут увидеть костюм-скафандр, созданный московским художником Леонидом Тишковым.
19.11.2017
 
Новая жизнь старых вещей: художник из Москвы представил инсталляцию на тюменской выставке - ИА Тюменская линия Выставка "Работа никогда не завершается". Фото ИА "Тюменская линия". Костюм-скафандр, связанный московским художником Леонидом Тишковым, могут увидеть посетители выставки "Работа никогда не завершается",
19.11.2017
Специальный проект Уральской индустриальной биеннале «Работа никогда не завершается» в музейном комплексе им.
16.11.2017
 
 
Лекции Антонио Джеуза. - Музейный комплекс Тюменское музейно-просветительское объединение представляет В рамках специального проекта Уральской индустриальной биеннале «Работа никогда не завершается» в Тюмени будет читать лекции Антонио Джеуза — мировой эксперт
13.11.2017
Каракули из ковра итальянского художника можно увидеть в тюменском музее - ИА Тюменская линия Выставка "Работа никогда не завершается". Фото ИА "Тюменская линия" Работы итальянского художника-концептуалиста Микеле Джангранде могут увидеть тюменцы в новом музейном комплексе им.
13.11.2017
Хозяина нет дома. И вообще - TyuMedia.Ru В воскресенье днем в пансионате по улице 30 лет Победы случился пожар – выгорела 407-я квартира на четвертом этаже.
13.11.2018 TyuMedia.Ru
Экстренный вызов: пациентку с серьезными ожогами медики скорой доставили в стационар - Здравоохранение в Тюменской области   В воскресенье 50-летняя тюменка в бане получила тяжелый ожог. У женщины закружилась голова от жары, она потеряла равновесие и упала на раскаленную железную печь.
12.11.2018 Здравоохранение в Тюменской области
Ленинский районный суд приговорил наркоторговцев к реальным срокам. По восемь лет в колонии строго режима проведут члены тюменской преступной группировки, которые в течение нескольких месяцев занимались продажей наркотиков.
12.11.2018 ГТРК Регион-Тюмень
Поздним вечером в ходе патрулирования сотрудники отдела №1 тюменской полиции заметили троих мужчин, которые подозрительно себя вели, загружая крупное имущество в грузовую автомашину.
12.11.2018 Тюменская правда
мультицентр "Моя территория" - ИА Тюменская линия | Фото: мультицентр "Моя территория" Мастер-класс от тюменского сценариста и режиссера "Как попасть в большое кино в 22 года" начнется в мультицентре "Моя территория" (Ванцетти,1) 14 ноября в 18 часов, сообщают организаторы.
12.11.2018 ИА Тюменская линия
В Тюмени обсудили вопрос о недопущении высадки детей из автобусов - Администрация г. Тюмень В МКУ «Тюменьгортранс» на еженедельном совещании с организациями, осуществляющими перевозки пассажиров, обсудили вопрос о недопущении высадки детей из автобусов, особенно в холодное время года.
12.11.2018 Администрация г. Тюмень
Сыры подмосковного фермера Олега Сирота в ожесточенной борьбе взяли две престижных награды на XIV сырной Олимпиаде в Австрии, заткнув за пояс многих потомственных сыроваров Европы [фото, видео] Олег СИРОТА О том,
11.11.2018 KP.Ru
Тюменские тхэквондисты привезли кубок за третье общекомандное место со всероссийских соревнований «Созвездие чемпионов» .
11.11.2018 Тюменская правда
В п. Боровской прошёл этап Всероссийской акции по футболу Светлана БОРИСОВА Муниципальный этап Всероссийской акции по футболу «Уличный Красава» прошел в спортшколе в поселке Боровский.
11.11.2018 KP.Ru
Хозяина нет дома. И вообще - TyuMedia.Ru В воскресенье днем в пансионате по улице 30 лет Победы случился пожар – выгорела 407-я квартира на четвертом этаже.
13.11.2018 TyuMedia.Ru
Экстренный вызов: пациентку с серьезными ожогами медики скорой доставили в стационар - Здравоохранение в Тюменской области   В воскресенье 50-летняя тюменка в бане получила тяжелый ожог. У женщины закружилась голова от жары, она потеряла равновесие и упала на раскаленную железную печь.
12.11.2018 Здравоохранение в Тюменской области