«Данил перелопатил всю эту пьесу и перевернул образ, по-новому взглянул на материал. Поэтому, наверное, мы и едем на «Золотую маску», - говорит актер.
Спектакль «Молодость» Тюменского Большого драматического театра заявлен на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в пяти номинациях: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера» ( Данил Чащин ), «Женская роль» ( [Кристина Тихонова] ](http://www.vsluh.ru/news/interview/336473 "")), «Работа художника» ( Дмитрий Горбас ), «Мужская роль» ( Сергей Скобелев ). Ведущий актер Тюменского драмтеатра Сергей Скобелев рассказал, какое впечатление на него произвела личная номинация, о работе с режиссером и театральных мечтах. Интервью подготовлено пресс-службой ТКТО.
- Сергей, расскажите, как вы отреагировали, когда узнали о номинации на «Золотую маску»?
– Полная, абсолютная неожиданность! Больше никак об этом не скажешь. Когда спектакль появился, уже было понятно, что он заслуживает внимания, и, скорей всего, номинация будет. Но точно мы не знали. Лично я предполагал, что мы можем быть заявлены.
И чудо случилось – нам дали целых пять номинаций!- Но для вас это еще и личная номинация на лучшую мужскую роль.
– О такой возможности я и не думал, не предполагал, что эта роль – взгляд режиссера, наш совместный взгляд на этого персонажа – так затронет критиков и экспертов! Даже не допускал мысли, если честно.
Помню этот момент. 31 октября. Мы вернулись с гастролей из Улан-Удэ. Начался финальный прогон спектакля «Призраки». Коллеги сидели и ждали новости из Москвы, тогда должны были выставить результаты на сайт. Я вышел со сцены, и ребята толпой на меня налетели в темноте за кулисами: «Мы едем на «Маску»! Нас взяли!» Потом громкий шепот, взрыв шепота: «Тебя поздравляем!» – Спасибо, спасибо! – Нет! Мы ТЕБЯ поздравляем! – В смысле? С чем? – У тебя личная номинация! – Как…?!»
Осознание пришло позже. А в тот момент шла репетиция, голова была занята другим. На самом деле, когда остаешься наедине с собой, понимаешь, что, в принципе, черт возьми, это достижение! Особенно для провинциального актера в наше время, когда в современном мире театра появились сложности со званиями.
В советские годы, к примеру, было проще, тогда актер был богом. А сейчас актерами называют КВНщиков, любого, кто снялся в рекламе, даже Ольга Бузова у нас актриса.Идет большое выхолащивание профессии. А нам так хочется верить, что мы занимаемся настоящей профессией, мы ИГРАЕМ в спектаклях! Признанные мастера сцены говорят о важности театра. Владимир Машков, к примеру, считает, что «актера можно увидеть только в театре, не в кино, не в сериалах», или Олег Меньшиков, который уверен: «если ты только снимаешься в кино и не играешь в театре, ты по-настоящему можешь потерять профессию».
- Что для вас значит эта номинация?
– Я стремился. Не могу сказать, что цель была, как на тренинге, пройти одну ступеньку – заработать миллион долларов, пройти следующую – заработать миллиард. Просто, получая очередную роль, пытался честно выполнить работу. Все. Поездка на «Золотую маску», пять(!) номинаций, личная номинация! Такое выпадает не всем.
Наш театр впервые в номинации, значит в историю уже вошли. Это великая веха в истории тюменского театра!«Золотой маске» 25 лет в этом году. И 25 лет не было даже намека на попадание в номинацию, в лонг-лист только входили. И то это было в новейшей истории. А сейчас главное – не «забронзоветь».
- Как вы оцениваете свои шансы?
– Конкурентов изучил (смеется). Знаю, что там Максим Аверин, Андрей Бурковский. Андрей – КВНщик, боюсь, что он мой главный конкурент. У него тоже сейчас яркая полоса в жизни, даже в «Тоболе» снялся (улыбается).
На самом деле, никаких ожиданий! Гоню от себя мысли и прогнозы. Наша главная задача – съездить в Москву и достойно, честно, «правильно», как говорил режиссер, сыграть спектакль, не пытаясь ничего и никому доказать. Не дать лишнего. Не плюсануть: «Да! Я сейчас сыграю!»
- За последний год у вас появилось много новых наград: Почетный работник культуры и искусства Тюменской области, номинант «Золотой маски», отмечены специальным призом блогерского сообщества за роль Сальери в спектакле «Пушкин, Моцарт и Сальери». Удача?
– В тюменском театре я играю 18 лет. А впервые пришел на работу в Курганский драматический театр в марте 1994 года. Мне тогда было 20 лет, меня взяли как студийца и начали выращивать.
Этот год действительно богат на звания, но я всегда старался работать честно, особенно в тюменском театре. Я помню прежние времена: всегда приходил в театр с улыбкой, с радостью. Эта работа была и остается моей любимой, в театральном мире мне интереснее, чем в любом другом.
Увлечения, интересы, не связанные с театром, конечно, есть. Это автомобили, путешествия, готовка, например.
Могу, в конце концов, собрать табуретку! Хороший актер, говорят, все может.Но по-настоящему я себя ощущаю в своей тарелке именно в театре.
- Какие у вас были ощущения, когда спектакль смотрели эксперты премии?
– Я отнесся ответственно, по задачам, помня о том, что нельзя расслабляться, как говорится, не с холодным носом. Тем более, режиссер находился с нами, и мы неплохо сыграли.
- Как вы оцениваете работу с режиссером Даниилом Чащиным?
– Помню его еще студентом, если честно. Не преподавал у их курса, хотя Марина Жабровец как-то в 2000-х приглашала меня. В тот момент я не стал брать на себя ответственность за судьбы молодых людей. В этом смысле я большой перфекционист. Поэтому, наверное, не лезу в режиссуру, хочу, чтобы все было правильно. От актера необходимо добиться выполнения поставленной задачи, а для этого нужно большое искусство и терпение.
Режиссура бывает разная. Один режиссер объясняет, разбирает долго, кропотливо. Другой говорит: так и так, встал на эту ноту, повернулся, пошел туда. И это не значит, что один спектакль лучше или хуже другого.
С некоторых пор режиссура стала, в основном, моложе меня (улыбается).Поэтому разговариваю с ними иногда с позиции опыта. Никогда не навязываю, не спорю, но предлагаю: а может, вот так? Или режиссер с этим соглашается, или приходим к третьему варианту, пожалуйста! В случае с Данилом на первом этапе работы я был не совсем принят. Для меня это был странный выбор пьесы, решение спектакля. Возник вопрос: зачем брать классическую, довольно заунывную пьесу и загонять ее в такие рамки?
- Роль Ракитина?
– На первый взгляд, это не моя роль. Такое ощущение. Я всегда живой, двигающийся, возможно, суетливый, танцующий, активный актер. Данил перелопатил всю эту пьесу и перевернул образ, по-новому взглянул на материал. Поэтому, наверное, мы и едем на «Золотую маску».
Спасибо режиссеру, я давно хотел побольше молчать на сцене, и мне посчастливилось это сделать. Эта роль действительно отличается от тех, что у меня есть!
- Чем она отличатся от других?
– В данное время я играю около двадцати ролей в театре. Актер, занятый в спектакле, как правило, воспринимает постановку через то, что он делает на сцене. Кому-то, безусловно, в каких-то спектаклях некомфортно местами или целиком, иногда с годами устаешь от роли, даже если очень любишь эту работу. Например, в спектакле «Он, она, окно, покойник», который идет 13 лет, я скачу 150 раз (смеется). Но эта комедия до сих пор собирает аншлаги.
- О каких ролях вы мечтаете?
- Хочу дорасти до короля Лира.В Тюмени мной сыграно около 70 ролей, в Кургане – около 20-и. Но у меня нет по-настоящему большой роли в Шекспире. Я был введен в старом театре в спектакль «Виндзорские проказницы», в эпизод, но хочется все-таки чего-то серьезного.
Мюзиклы люблю, тоже очень хочется захватить! Петь люблю. Говорят, получается. Их ведь куча, классных мюзиклов. Было бы здорово, например, сыграть «Иисус Христос – суперзвезда». Но скорей всего, не допустят показ в Тюмени.
- Что бы вы себе пожелали в следующем году?
– Сняться в кино! Не просто в небольшом эпизоде, а именно в хорошем фильме. У меня нет таких планов в силу занятости в театре, скорее всего, времени на кино не останется. Поэтому либо театр здесь, или кино там. Но из Тюмени пока я уезжать не собираюсь.