Пластиковый Оскар и народное кино

Мой сегодняшний собеседник убеждён, что его будущее гораздо лучше, чем прошлое. С этим трудно спорить. В прошлом у Константина Одегова тернистый путь, приобретение опыта через преодоление. А его будущее в позапрошлом году напророчил индийский гуру: пообещал улучшение материального состояния. Режиссёр, который давно ходит в долгах как в шелках, уверяет — предсказание сбывается. Теперь у него в кармане хотя бы тысяча рублей, да есть.

Фото Павла Анущенко.

История о том, как режиссёр Одегов  осваивал профессию небожителей

На пальцах левой руки Одегова три перстня. Не красоты ради. Талисманы! Их насоветовал вышеназванный гуру, который «пользует» самого президента Индии и между делом приторговывает недорогими афганскими каменьями.

— Он объяснил, что на нашу жизнь очень влияют камни, — говорит Константин. — Конечно, она и без них сложится так, как ей положено. Но эффект можно усилить. И, мне кажется, камешки работают. То, что сказал гуру, сбывается. Жизнь потаскала меня по всяким ясновидящим. И я понимаю, что 99 процентов из них — это шушера. Но 1 процент — реальные медиумы. Сегодня нельзя отрицать, что люди с неординарными способностями существуют. А вы впервые об этом слышите?

— Не склонна доверять экстрасенсам…

— Шарлатанов и правда много. Однако знакомство с подлинным ясновидцем может изменить ваши представления. Я уже научился отделять зёрна от плевел. Тарковский говорил, что все мы невидимыми нитями связаны со Вселенной. И это действительно так. Расскажу вам один интересный случай. В поездке по Боливии вместе с группой учёных и технарей, то есть людей, настроенных к оккультизму скептически, мне довелось пообщаться с шаманом. Он согласился ответить на один вопрос каждого гостя. Но его надо было сформулировать так, чтобы получить однозначный ответ: да или нет. Я задал провокационный и абсурдный вопрос: получу ли «Оскара»? Шаман стал бросать листья коки. Одни ложились на пол тыльной стороной, другие лицевой. И тех, и этих получилось почти поровну. Шаман признался, что затрудняется ответить. Я возмутился. Он поёрзал и ответил, что скорее да. Мои спутники потом со смехом спрашивали, когда позову обмывать «Оскара». Я им сказал: «Ребята, успокойтесь! Я его уже получил!» Это просто была проверка шамана на «вшивость».

— Мы в Тюмени что-то упустили?

— Поясняю: друзья ездили в Америку и привезли мне сувенир — пластикового «Оскара». Теперь он дома на полочке стоит. Поэтому у шамана и вышел конфуз. Он чувствовал, что «Оскар» мне уже принадлежит, но в то же время вроде бы и нет…

— Индийский медиум заверил, что финансовое положение окрепнет. Чувствуете, как богатеете?

— Ситуация с деньгами была крайне тяжёлая. Сейчас появились оплачиваемые работы. Надеюсь, что в перспективе будет ещё лучше. Собираюсь снимать кино. Полный метр. Уже в апреле.

— Не тот ли фильм, который анонсировали ещё в 2011 году, «Учитель»?

— Нет. Хотя сценарий, который мы написали с Сергеем Козловым, до сих пор актуален. Если снять по нему фильм, может получиться приличный блокбастер. Но у меня к этой теме уже пропал интерес.

— Строили грандиозные планы: пригласить на роль Рассела Кроу, освоить 10 миллионов долларов!

— Да! Эти деньги были реальны! И с Кроу не предвиделось трудностей. Костя Цзю разговаривал с ним о съёмках. Нужен-то был всего один съёмочный день, эпизод. Какая проблема? Со всеми можно договориться.

— Не сомневаюсь. Удалось же вам заинтересовать сценариями «Парижской любви Кости Гуманкова» и «Наследников» таких актёров, как Стычкин, Клюев, Куравлёв, Баширов, Редникова, Толоконников, Мишель Мерсье…

— Я не помню ни одного отказа со стороны артистов.

— Присутствие знаменитости даёт фильму шанс привлечь большее число зрителей и получить знак качества? Льстит режиссёрскому самолюбию? Или дело не в этом?

— Всё перечисленное — ерунда! Каждый режиссёр норовит отобрать в команду лучшие кадры. У некоторых мастеров есть талисманы. Например, у Данелии был Леонов. У меня — Толоконников. Хорошие актёры у кого попало и в чём попало сниматься не будут. Художник в любом искусстве начинается с выбора темы. Вот какого уровня темы ты выбираешь, на таких артистов и рассчитывать можешь. Да, некоторые берут медийных актёров с тем расчётом, что на них пойдёт зритель. Но эти проекты изначально рассчитаны на широкую публику. Я больше уповаю на подготовленного зрителя. Пусть их даже будет всего двое.

— Скажете!

— А что? Думаете, у Тарковского много зрителей было? И сейчас половина на «Андрее Рублёве» уснёт. Я уж не говорю про «Зеркало». А для меня это лучшие фильмы в его творчестве... Да, парадокс: с одной стороны, у Одегова денег нет, с другой, в его фильмах играют звёзды. На самом деле ничего удивительного. Поскольку я занимаюсь искусством, со мной с удовольствием работают большие артисты. Некоторые стали мне близкими людьми. С Куравлёвым мы постоянно перезваниваемся. Владимир Толоконников мне вообще как брат.

— Константин, вы с детства мечтали стать киношником?

— Как ни странно. В большое кино я пришёл... в 5 лет. Первым фильмом, который я посмотрел в кинотеатре, стала «Хроника пикирующего бомбардировщика». Автор сценария — Владимир Кунин. Кто бы мог подумать, что встречусь с ним через 40 лет в Баден-Бадене? Мы говорили об экранизации одного из его произведений (по рекомендации Георгия Данелии, у которого я работал в творческом объединении «Ритм» на «Мосфильме»). Увы, ни к чему тогда не пришли. Дело в том, что на той же студии была экранизирована повесть Кунина «Сволочи». Фильм ему крайне не понравился. А ведь потенциально я должен был снимать эту историю. Но задержался с производством «Парижской любви Кости Гуманкова». И меня не стали ждать. Кунину принадлежат слова: «счастье — это когда у тебя нет долгов». Исходя из этого, для меня большой вопрос, буду ли я счастлив когда-нибудь? У меня вся жизнь взаймы! Так и живу до сих пор — проценты, банки. Это тянется ещё со времён первой киноработы. Поскольку государство мои фильмы не финансирует, такое положение вещей будет вечно. Счастье где-то у горизонта маячит…

— Коммерсант и политик Павел Митрофанов, которого вы много раз благодарили за спонсорскую поддержку, подался в бега, а на вас повесил долг в 17 миллионов рублей. Куда вы смотрели? Неужели никаких бумаг не подписывали?

— Всё очень просто. Павел устал финансировать моё кино (как ни крути, он в первую очередь бизнесмен). С одной стороны, благодаря ему сняты многие мои ленты, с другой, он оставил мне такое «наследство». Но это можно перетерпеть. Главное, что фильмы есть! Митрофанов подсчитал, сколько я должен — восемь миллионов. В «Бурнефтегазе», который он возглавлял, нужно было закрыться по этим долгам, и он приплюсовал проценты, которые накопились — ещё 9 миллионов. Суммировал и…  сказал, чтобы я не переживал, мол, потом разберёмся. Я поверил и подписал нужные документы. Между тем у меня в титрах указан «Бурнефтегаз». Это и есть благодарность за спонсорскую помощь. В Москве думают, что я озолотился на производстве фильмов. Митрофанов продал компанию. Новые хозяева требуют вернуть деньги. Рассчитываюсь потихоньку. А ведь у меня ещё кредиты в банках. Похоже, долги будут преследовать меня до крышки гробовой…

— Наверное, вы давно не ели бутерброд с красной икрой?

— По моей физиономии не видно, что я голодный. У меня много друзей. Близкие люди и поклонники помогают справиться с проблемами.

— Ещё один парадокс, деньги привлекать умеете, а фильмы свои раскрутить не можете. Чего не хватает? Бизнес-таланта?

— Можно и так сказать! Я в современном бизнесе — профан. Не желаю унижаться перед властью предержащей, что-то вымаливать. В наше время нужно уметь прогибаться. А я не могу через себя переступить! Кино для меня не бизнес, а искусство. Снял картину — а там уже как Бог даст… Сейчас в стол работаю. Последние документальные фильмы про Индию, Израиль и Боливию видели только мои близкие и друзья.

— Руки не опускаются? Может, стоило чем-то другим заняться?

— Душе-то не прикажешь. У каждого своё назначение. Я в это искренне верю. Если мне Господь дал какой-то талантишко, его нужно отработать. Как бы трудно это ни было. Несу свой крест как могу. Зато честно!

— Отчего же вы на режиссёра учиться не пошли?

— Уже в старших классах я понимал, что нет смысла поступать во ВГИК без связей. Я реалист при всех своих фантасмагориях. В советские времена кино снимали «небожители». Попасть в эту тусовку было невозможно. И потом, я играл в хоккей. Бросить спорт ради призрачной мечты не мог. Клюшкой зарабатывал, помогал финансово маме и сестре. Так что мне непросто было Тюмень оставить. При этом я понимал, что не буду всю жизнь гонять шайбу. Поэтому поступил на филфак, на отделение журналистики. И до сих пор благодарен судьбе, что окончил тюменский университет. Работа на телевидении привела меня в режиссуру. От судьбы не убежишь. Кстати, мой одноклассник Олег Сидоров, который любил кино не меньше, чем я, после школы тоже пошёл в ТГУ, а потом бросил учёбу, уехал во ВГИК. И поступил!

— Ну вот!

— На киноведа! А я хотел быть режиссёром! Мы встретились с Олегом, когда я снял «Игру на вылет». Показал ему фильм. И он в уже набранный конкурс «Кинотавра» предложил мою работу. Её взяли. Сидоров вообще сказал, что этот фильм уровня Берлинского кинофестиваля. Он киновед, ему виднее. В Москве «Игра на вылет» аншлаги собирала в кинотеатрах. И в Питере сделала приличные сборы.

— А «Кинотавр» что принёс?

— Дали мне какую-то дощечку.

— О как вы о наградах!

— Наград у меня немало. Но нет желания ими козырять. Поэтому никто не знает, что с «Парижской любовью» я был номинирован на «Нику». У меня от этого голова не закружилась. Награда — вещь субъективная. Её сегодня купить можно. Мне предлагали однажды заплатить 15 тысяч рублей за главный приз. Я их послал подальше. Зачем мне это? Журналистам в Москве тоже надо платить за раскрутку. Про «Парижскую любовь Кости Гуманкова» хотели писать. Просили 10 тысяч долларов, а мне пожрать не на что! Сам фильм обещали поставить в новогоднюю сетку на «Первом» канале. В итоге — шиш! Кончаловский говорил, что любой приз, даже в Каннах, — это экономика и политика. Хотя получать всё равно приятно. У меня вообще нет фильмов как-то не отмеченных. При этом меня никто не лоббирует. И за рубеж больше картин продаётся, чем показывается в России. Мои фильмы пол-Европы посмотрело, а также Белоруссия, Украина.

— Вот и деньги! Вы же гонорар получаете?

— Конечно! Но это небольшие закупки. Простая арифметика: бюджет «Наследников» 2 миллиона долларов. Стоимость одной копии для продажи в страну Восточной Европы — 10 тысяч долларов. Десять стран купили — 100 тысяч долларов. Другое дело показ по телевидению. В прайм-тайм он может составить и миллион долларов. «Наследники» лежат на всех каналах уже 8 лет. Никто не отказал в показе, но и не ставят. Хотя мне грех жаловаться. «Парижскую любовь Кости Гуманкова» четыре раза демонстрировали по «Культуре», «Игру на вылет» — на НТВ. А канал «Югра» показал в том числе «Наследников» и «Распутин-новый. Без покрова». В плане кинопроката я тоже, можно сказать, везучий режиссёр. В своё время «Игра на вылет» стала в Тюмени второй по сборам после «Гладиатора». Но обратите внимание — у блокбастера бюджет 150 миллионов долларов, а у меня — 50 тысяч долларов! Кстати, и у «Наследников» хороший сбор был.

— Вы не только режиссёр, но ещё и сценарист. Сочетание гармоничное. А в вашем случае ещё и выгодное. Но вам мало этого. Вы стали литератором, написали повесть — «Я знаю, что ты есть!»

— Просто я не думал, что моя задумка будет экранизирована. Вот и решил написать повесть. Пусть хотя бы будет опубликована! Её напечатали в трёх изданиях: «Литературная Россия», «Мир Севера» и «Дорога жизни». А теперь я буду снимать по ней художественный фильм. Съёмки уже в апреле.

— Что за история?

— На любителя. Если коротко, о тюменском художнике. А по большому счёту о Творце нашем. Снимать буду в Тюмени. Оператор и художник из Москвы. Актёры тюменские все (кроме Толоконникова): Елена Самохина, Леонид Окунев, Николай Аузин, Наталья Никулина. И мальчик Сева (не буду пока фамилию называть, а то зазнается). Мы уже репетируем вовсю.

— Кто вам, должнику, помогает работать над этой картиной?

— Господь!

— Переводы шлёт?

— Я просто боюсь называть имена. Напишите так: у Одегова кино — народное! Снимается в складчину. Это будет честно! А фамилии спонсоров читайте в титрах.

— В какие сроки думаете уложиться?

— Если повезёт — за два года сниму. Не повезёт — ничего страшного. Главный герой, мальчишка, в повести взрослеет. Так что время у меня есть.

— Хоть вы и не продюсер…

— Обидно слышать!

—  …В точном смысле этого слова. Но, безусловно, думаете о судьбе своего нового проекта…

— Продюсер — это тот, кто добывает деньги. Но не только. Он продвигает фильм. А я столько картин снял… без судьбы. Что ж… Булгакова тоже в своё время не печатали. «Мастера и Маргариту» опубликовали только в 1989-м.

— А «Дни Турбиных» ставили во МХАТе при Сталине!

— Зато «Собачье сердце», написанное в 1925-м, вышло в свет только в 1987 году!

— Рассчитываете на какие-то бонусы в Год российского кино?

— Я подал заявку в тюменское правительство на новый фильм. Ещё летом 2015-го. Отказа не было. Деньги прошу смешные… Я так скажу: фильм в любом случае будет снят. Вне зависимости от того, поможет кто-то или нет. Но если мне помогут и у фильма будет не постыдный, как обычно, бюджет, это хорошо. Понимаете, бюджет картины видно на экране. Однако духовную составляющую фильм не потеряет, пусть даже я его сниму на телефон. Оно дойдёт до зрителя! А если руководству области не всё равно, какое кино снимают в регионе, пусть поддержит. У нас может получиться что-то такое, за что будет не стыдно!

— Константин, почему вы не уехали из Тюмени? Кино здесь не снимают. Корни вас, урождённого омича, тут не держат…

— В Омске я жил до пяти лет. Потом наша семья переехала в Казанский район Тюменской области. Почему остался в Тюмени, объяснить сложно. На «Мосфильме» я как у себя дома и счастлив. Но когда вхожу в город за территорию студии, уже чувствую себя нищим. Хотя 8 лет жил там кум королю у Сергея Атрошенко, который чуть тюменским губернатором не стал. В центре Москвы! Машина под боком! Но я ж не мог всю жизнь у него квартироваться... Я и в Америку уезжал. Все решили, что эмигрировал. Нет, просто в хоккей играл! Это было полезно в плане опыта. Я и в Белоруссии играл. Но меня всегда неизбежно тянуло в Тюмень.

В апреле 2016 года Одегов приступит к съёмкам нового художественного фильма по своей же повести «Я знаю, что ты есть!»

Досье «ТИ»

Одегов Константин Владимирович родился 21 июля 1959 года в Омске. Сценарист, режиссер, актер, продюсер. Член гильдии кинорежиссёров России. Окончил ТюмГУ в 1986 году. Был профессиональным хоккеистом, играл в нападении в составе хоккейного клуба «Рубин» (Тюмень) и в хоккейных клубах США. Работал в Комитете по телевидению и радиовещанию корреспондентом и спортивным комментатором главной редакции информации. В 1993 году основал и возглавил кинокомпанию «Студия Прессинг», где снял трилогию о боксёре Константине Цзю: «Золотой мальчик», «Профессионал» и «Чемпион». Первые два фильма трилогии получили спецприз жюри Всероссийского фестиваля «Олимпийский экран». Автор более 60 документальных лент, среди которых можно отметить серию «Живи и удивляйся!», фильмы-лауреаты фестиваля «Десять заповедей» «Распутин-Новый. Без покрова» и «Триста лет одиночества» (картина о Фёдоре Конюхове получила спецприз жюри фестиваля «Окно в Европу»). В 2000 году Одегов дебютировал в игровом кино с картиной «Игра на вылет» по повести Юрия Полякова «Небо падших» (приз зрительских симпатий и приз литературного жюри фестиваля «Литература и кино»). В 2005-м продолжил сотрудничество с Поляковым, снял фильм «Парижская любовь Кости Гуманкова» (спецприз фестиваля «Улыбнись, Россия!» и приз зрительских симпатий им. К. Лучко фестиваля «Литература и кино»). В 2008 году экранизировал повесть тюменского писателя Сергея Козлова «Мальчик без шпаги». Фильм «Наследники» получил хорошие зрительские отзывы и свыше десяти наград на различных кинофестивалях.

 

Ирина Тарабаева.

 
По теме
  В Армизонском районе с 18  по 22 марта проведен прием граждан выездным Центром здоровья,
  Уважаемые жители Армизонского района! Сообщаем Вам, что граждане пенсионного, предпенсионного возраста и сотрудники учреждений,
Совместными усилиями не допустить пожаров! - МЧС В Главном управлении МЧС России по Тюменской области совместно с представителями Прокуратуры Тюменской области проведен совместный учебно-методический семинар по вопросам подготовки и организации работы в период прохожде
МЧС
Фото Сергея Мжельского - Tumentoday.Ru Своим опытом тюменцы поделились со специалистами из Москвы Фото Сергея Мжельского Опыт оказания медицинской и социальной помощи бездомным людям в Тюменской области был отмечен президентом России Владимиром Путиным.
Tumentoday.Ru
В Тюменской области с начала года выявлено почти 60 случаев туберкулеза - NG72.Ru Автор: НАША Газета Источник фото Департамент здравоохранения Тюменской области В течение месяца тюменцы могут пройти флюорографическое обследование в любой поликлинике С начала года в Тюменской области было выявлено о
NG72.Ru
Театральные загадки - Библиотечный центр 27 марта в Тумашовской сельской библиотеке была организована игра-викторина «Театральные загадки», посвященная Дню театра.
Библиотечный центр