«КинЗА»: от «визуальной антропологии» до «зомби-треша»

Александр Ляховжурналист

Международный фестиваль документального кино «КинЗА», прошедший в Тюмени уже в шестой раз, как обычно отобрал жемчужины современной кинодокументалистики, представив неигровое кино во всём его стилевом и сюжетном разнообразии.

Ещё во время пресс-конференции было заметно разнообразие предстоящей кинопалитры, охватывающей буквально всё, что волнует как авторов, так и зрителей актуального документального кино. Программный директор фестиваля, историк кино, киновед, преподаватель дисциплины «История кино» в Тюменском государственном институте культуры Наталья Соколова отметила следующее: " В этом году рекламная кампания проходила несколько иначе, чем в предыдущие годы. В чём главная изюминка фестиваля? Ещё в прошлом году мы включили в программу фильмы с крупнейшего фестиваля документального кино «Флаэртиана», открыв программу «Эхо Флаэртианы». В этом году мы приобрели у «Флаэртианы» почти 30 фильмов и это, конечно, беспрецедентные показатели. То же относится и к программе «Эхо России», представляющей собой отбор лучших фильмов, показанных на 26- м открытом фестивале документального кино «Россия». В нашем фестивальном портфеле — 120 фильмов, на «КинЗЕ» мы покажем только 62. Остальные же киноленты мы покажем до конца декабря на Республики, 19. Каждый четверг, в 17:30 можно будет увидеть лучшие документальные киноленты».

Можно много писать о подготовке, об особенностях того или иного показа, но лучше всего о фестивале скажут показанные на нём фильмы. Потому далее — рассказ о всех 4 днях фестиваля, которые были насыщены разнообразием жанров, стилей, сюжетов, с одной стороны, и палитрой киношкол, с другой.

День 1. Человек и вера: «Африканская Матёра» и «Святая Земля»

Как иронично заметил ещё на пресс-конференции известный тюменский режиссёр Константин Одегов, особенностью всех фильмов первого дня является то, что в каждом из них так или иначе упоминается слово «Бог». И это неудивительно, поскольку каждый показ так или иначе поднимал вопрос о взаимоотношении веры и общества, поиску ответов на личные духовные вопросы и современной религиозной ситуации в секулярном (или всё же лучше прибавить приставку «пост»?) мире.

Начался показ со своеобразной версии произведения «Прощание с Матёрой» известного сибирского писателя, весьма противоречивого в своём мировоззрении, Валентина Распутина. Точно так же, как в знаменитом произведении, жители маленькой африканской деревушки вынуждены жить в условиях технического прогресса и тем или иным образом сохранять свои традиции. Фильм поляка Мацея Дрыгаса получил множество наград, в том числе, гран-при фестиваля «Флаэртиана».

После такого своеобразного сеанса началась целая серия фильмов, посвящённых современной религиозной ситуации в России. Впрочем, откровенной пропаганды, сопряжённой с откровенным мракобесием, как многие могли бы подумать, на экране не наблюдалось. Если и было нечто подобное, то только в весьма противоречивом жёстком фильме Константина Шитова «С нами Бог», в котором повествовалось о детском приюте, воспитание в котором основывается на казачьих и православных традициях, но одновременно с малых лет человек привыкает к послушанию, покорности и готовности уничтожать любого врага.

В других же лентах рассказывалось об обычной жизни, в которой человек так или иначе сталкивается с религией и верой и делает свой уникальный выбор. Попытка спасти человека, случайно оказавшегося в маленьком посёлке без денег и документов, нашедшего приют в местном церковном приходе и, к сожалению, скоротечно ушедшего из жизни («На краю»).

Попытка найти способ сосуществования и примирения в семье в условиях абсолютно полярных религиозных верований — кришнаитского учения и православной веры («В потоке дней»). Уникальная жизнь буддистской Бурятии в самом начале религиозного возрождения, в котором искренность иногда сочетается с жёсткой прямолинейностью («Дни будущих Будд»). Некоторым исключением из общего правила оказалась лента «Святая заступница» об истории одной из православных святынь — иконы Алабзинской Божьей Матери.

«В нашем фестивальном портфеле — 120 фильмов, на „КинЗЕ“ мы покажем только 62. Остальные же киноленты мы покажем до конца декабря на Республики, 19. Каждый четверг, в 17:30 можно будет увидеть лучшие документальные киноленты»

Сразу же после открытия фестиваля был показан фильм тюменского режиссёра Людмилы Борисовой «Вся моя радость в церкви», посвящённый истории жизни митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина), уже 25 лет возглавляющего Тобольско-Тюменскую епархию.

Фильмом, удостоившемся чести открыть «КинЗУ», стала лента преподавателя Тюменского института культуры, доцента кафедры актёрского мастерства Елены Орловой «Духовник», рассказывающая о жизни скромного сельского священника архимандрита Владимира (Наумова) в простом селе Самарской области. Несмотря на столь претенциозное название, фильм с самого начала был пронизан юмором и некой иронией, благодаря чему покорил сердца зрителей.

Остальные ленты ВГТРК «Регион-Тюмень», представленные в этот день, были посвящены сугубо тюменским страницам истории религии. Так, лента «Тридцать три ступени в вечность» рассказывала о жизни тюменского просветителя, причисленного к лику святых, архиепископа Варлаама Петрова, а фильм «Крещённые огнём» приоткрывал особенности жизни нескольких поколений тюменских старообрядцев.

Завершился первый день фестиваля новыми фильмами Константина Одегова «Святая Земля» и «Трудно стать Богом», с весьма неожиданной стороны рассказывающих о мировых религиях, в частности, иудаизме и индуизме.

Впрочем, откровенной пропаганды, сопряжённой с откровенным мракобесием, как многие могли бы подумать, на экране не наблюдалось. Если и было нечто подобное, то только в весьма противоречивом жёстком фильме Константина Шитова «С нами Бог», в котором повествовалось о детском приюте, воспитание в котором основывается на казачьих и православных традициях, но одновременно с малых лет человек привыкает к послушанию, покорности и готовности уничтожать любого врага.

День 2. От Камчатки до Лондона

Второй день фестиваля правильнее всего было бы назвать «этнографическим», поскольку все фильмы были так или иначе сняты по заветам известного американского кинорежиссёра Роберта Флаэрти и повествовали об особенностях тех или иных народов мира и сохранении культурной традиции. Особое внимание было уделено и истории Тюменского края. Но обо всём по порядку.

Самый первый фильм «Экспедиция на край Земли» рассказывал об исконных жителях Камчатки и их попытках сохранить свои традиции и территории. Впрочем, рассказывалось это всё через призму истории освоения Камчатки знаменитым российским путешественником Степаном Крашенинниковым и его Великой Северной экспедиции.

Продолжилось всё совместным чилийско-германским проектом «Сурире». Он в неспешной, почти медитативной манере поведал о жизни небольшого поселения в самом центре Чили и достаточно натуралистично показал различные стороны их жизни. Своеобразной полемичной перекличкой с «Сурире» стала лента «Уходящие голоса», рассказывающая о долгой и трудной жизни крестьян Восточной Сибири и Забайкальского края в условиях уничтожения привычного уклада быта в ранний период советской истории.



Настоящей жемчужиной второго дня стала картина Виктора Жукова «Звезда» о Мангазее. Великолепная работа погибшего российского журналиста Игоря Корнелюка, саундтрек, основанный на композициях Эдмунда Шклярского и особая атмосфера сопричастности к происходящему. Зрители аплодировали дважды — в благодарность за фильм и в память об Игоре.

Фильм «Посторонние» открыл нам обратную сторону излишней толерантности — одна из школ Екатеринбурга декларирует уважение ко всем людям вне национальности и религии, но одноклассники шельмуют девочку, не вписавшуюся в строго очерченные рамки отношений. Уходит из школы и другой герой, решивший жить самостоятельно, вне норм и правил, очерченных не для него. Кто будет нашим будущим — вопрос остаётся открытым.

Тюменский режиссёр Сергей Ермолаев совместно с известным краеведом Александром Петрушиным представил ленту, которую должен посмотреть каждый, кто называет себя радетелем за исконные традиции. Дом усадьбы Колмакова на улице 25 Октября. Выбитые окна, изувеченные стены, щербатый пол. Граффити и асоциальные элементы. И равнодушие. Причём не только чиновников, а простых тюменцев. Вопрос тоже остаётся без ответа.

После столь мрачной картины показ продолжился фильмами ВГТРК «Регион-Тюмень». Он вызвал у зрителей уже другие вопросы, познавательного толка. Всё ли мы знаем о так называемом Сибирском центре России? Но как ни странно в этом месте по-прежнему живут люди и пытаются построить жизнь вдали от цивилизации.

Анатолий Омельчук попытался понять всё это в совместном проекте с режиссёром Эдуардом Улыбиным «Сибирский центр России. Цивилизация тишины». Очень мало мы знаем и о Ермаке, начиная с того, был ли он атаманом, каким образом смог присоединить Сибирь и как именно погиб. Да и о Сибирском ханстве многим ничего неясно, хотя это помогло бы нам избавиться от националистических разногласий. Благодаря фильмам Людмилы Борисовой «Ревела буря…» и Марины Тугариновой «Истина Искера» появилась возможность приоткрыть завесу тайны.

Фильм «Посторонние» открыл нам обратную сторону излишней толерантности — одна из школ Екатеринбурга декларирует уважение ко всем людям вне национальности и религии, но одноклассники шельмуют девочку, не вписавшуюся в строго очерченные рамки отношений.

Уже упомянутый Александр Петрушин представил фильм, основанный на его новой книге " Пароль «Когалым» и поставленный молодым режиссёром Натальей Корниловой «Таинственный Когалым», посвящённый 30-летнему юбилею этого города и рассказывающий о истоках его зарождения и развития.

Ретроспективой московского режиссёра Насти Тарасовой и показом фильма, снятого на её студии, завершился второй день фестиваля. Особенностью её режиссёрского стиля является предельная достоверность и постановка острых вопросов. Проблема цензуры, «охота на ведьм» и избавление от инакомыслящих — «Старая дача». Попытка примириться с традициями ради сохранения семьи — «Верная». Жизнь в другой стране в силу обстоятельств, поскольку своей стране ты не нужен — «Безработные». И документальная хроника о первом в нашей стране мальчике, получившем донорское сердце Линаре Хисматуллине — «Линар». К сожалению, фильм стал своеобразным памятным знаком, поскольку сам Линар умер за 2 недели до показа.

Новый фильм студии «ДОКер» рассказывает слегка наивную историю о попытке совершенно разных людей стать друзьями и примириться. Три бабушки — из Вильнюса, Варшавы и Минска — отправляются в Лондон, где живёт их общая внучка, не оставляющая надежды помирить постоянно враждующую троицу. Несмотря на оптимистичный финал, интуитивно чувствуется, что в реальной жизни такое возможно крайне редко.

Дом усадьбы Колмакова на улице 25 Октября. Выбитые окна, изувеченные стены, щербатый пол. Граффити и асоциальные элементы. И равнодушие. Причём не только чиновников, а простых тюменцев. Вопрос тоже остаётся без ответа.

День 3. Литературные игры и Олимпиада

Третий день фестиваля так или иначе был связан с творчеством и литературой и лишний раз напомнил всем присутствующим о том, что 2015 год — Год литературы. Однако хватало в программе и фильмов о творчестве в целом.

Открылся показ фильмом об известном российском рок-музыканте Михаиле «Майке» Науменко, приуроченном к 60-летию со дня его рождения «Майк Науменко и его рок-н-ролл». Впрочем, несмотря на завлекающее название, картина получилась весьма скомканной и откровенно фанатской, от чего не могли спасти даже наличие в картине Александра Смирнова и великолепная операторская работа.

Фильм «Книги и файлы» повествовал об известной дилемме, с недавних пор волнующей любителей чтения и информационных работников — сосуществовании или же постепенном вытеснении одного из форматов: электронной и печатной книги.

«Последний рыцарь империи» — рассказ о противоречивой фигуре Ивана Солоневича, одного из лидеров эмигрантского движения за рубежом. Кто-то считает его «узником совести», патриотом и достойным сыном Отечества. Кто-то — ярым антилибералом, проповедником откровенно правых взглядов. Ясно одно: судьба России была Солоневичу небезразлична.

Три бабушки — из Вильнюса, Варшавы и Минска — отправляются в Лондон, где живёт их общая внучка, не оставляющая надежды помирить постоянно враждующую троицу. Несмотря на оптимистичный финал, интуитивно чувствуется, что в реальной жизни такое возможно крайне редко.

После столь противоречивых лент начался показ литературоцентристских картин, так или иначе посвящённых судьбе и творчеству знаменитых русских и советских писателей. Совместный проект Анатолия Омельчука и Эдуарда Улыбина о сибирском следе в биографии Фёдора Достоевского («Сибирская любовь Фёдора Достоевского»). История жизни одного из самых противоречивых поэтов Серебряного века Валерия Брюсова («Вождём буду я!»). Сложная и трудная судьба Осипа Мандельштама («Тринадцать ночей») и Варлама Шаламова («Варлам Шаламов. Опыт юноши»).

Дальше нам представили рассказ о знаменитом спектакле Юлия Любимова «Гамлет» («Мой Гамлет»), достойном войти в образовательный курс театральных институтов, и рассказ о недавно ушедшей из жизни режиссёре тюменского театра «Мимикрия» Любови Лешуковой («Глазами Лешуковой»). Фильм был снят Алексеем Вяткиным в рамках программы «Тюменский характер». Не обошли вниманием и трагическую судьбу известного тюменского актёра, снявшегося во многих известных кинокартинах и рано ушедшего из жизни Александра Аржиловского («Солнечный май Александра Аржиловского»).

Особое место уделили и тюменцу, который смог добиться успешной карьеры в киноМекке — Голливуде. Богдан Янсен (раньше известный как Богдан Коломийцев), родившийся в Тюмени и впоследствии уехавший в Лос-Анджелес, смог пробиться на фестиваль молодых кинорежиссёров New Filmmakers Los Angeles Presents The 2014 On Location: Los Angeles Video Project At AT&T Center. В своё время фильм «Дольше века длится день…» был удостоен специальной награды от ВГТРК «Регион-Тюмень», а теперь на счету у Янсена уже три ленты: " Гостиная (The Living Room, 2014); My Mother Loves Me (2014); We’re Making a Movie (2015). В рамках КинЗЫ было представлено две короткометражки Богдана: «Место на планете. Анджелес» и «No Sex».

Завершился третий день ретроспективой котроткометражных фильмов генерального директора фестиваля «Россия» Георгия Негашева на преимущественно спортивную тематику (хотя была и остросоциальная перестроечная лента «Новые времена») и уникальный фильм «Дух в движении», посвящённый параолимпийской олимпиаде-2014 в Сочи.

Особое место уделили и тюменцу, который смог добиться успешной карьеры в «киномекке» — Голливуде. Богдан Янсен (раньше известный как Богдан Коломийцев), родившийся в Тюмени и впоследствии уехавший в Лос-Анджелес, смог пробиться на фестиваль молодых кинорежиссёров.

День 4: церемония и зомби-треш

К сожалению, четвёртый день фестиваля был омрачён терактами в Париже и два первых фильма — иранская лента «Машти Исмаил» и израильский фильм «Церемония» — смотрелись весьма мрачно. Сказала об этом и Наталья Соколова, отметив, что фильм «Церемония» заставляет нас вспомнить о том, что каждый день нам приходится так или иначе вспоминать о постоянной борьбе с терроризмом.

Именно поэтому все остальные фильмы так или иначе приобрели несколько иной смысл. «Всё проходит» заставил вспомнить события на Украине (хотя в нём нет никакого намёка на конфликт), «Ударная волна» — про Афганистан, «Страсти по Савве» ( снятый на ВГТРК «Регион-Тюмень») и «Ларисина артель» — о сохранении культуры, «Игра вслепую» — о силе духа.

Особо хочется выделить целый цикл фильмов, снятый режиссёрами — дебютантами. Елена Порошина сняла уникальный фильм «Кял-Келе», посвящённый жизни мансийской семьи, Маргарита Чекунова совместно с режиссёром «Евразион-ТВ» Тамарой Пантелеевой создала уникальную картину об Августе Созонович, приёмной дочери декабриста Матвея Муравьёва-Апостола («Августа — дочь декабриста»), тюменец Евгений Белов, ныне живущий в Москве, снял трогательную историю об отце и сыне («Магистр Мэйк»), Алексей Шевчук заставил задуматься о противоречиях современной культуры («Фильм Алексея Шевчука»).

К сожалению, четвёртый день фестиваля был омрачён терактами в Париже и два первых фильма — иранская лента «Машти Исмаил» и израильский фильм «Церемония» — смотрелись весьма мрачно.

Были и фильмы, перекликающиеся с прошлыми показами: короткометражка Алексея Вяткина «Отчаяние», фильм «Ласточка», встающий в один ряд с «Игрой вслепую». Порадовал всех и откровенно оптимистичный фильм «Земляк» об афророссиянине, живущем в Иркутске.

Отдельным штрихом, заставляющим говорить о себе, стал фильм известного тюменского журналиста Романа Мамонтова, ставший единственным представителем игрового кино на фестивале. Картина «Эвакуация», снятая по сценарию Романа, повествует о далёком будущем Тюмени и мире, который поразил ужасный вирус, превращающий людей в зомби, за исключением «моральников» — способных противостоять действию зомби — инфекции. Международный комитет, стремящийся уничтожить зомби и найти лекарство, прибывает в Тюмень, чтобы спасти одного из докторов.

Сам Роман рассказал перед показом картины, что идея её создания родилась у него ещё в вузе, но только сейчас у него появилась хоть какая-то возможность снять фильм: «К сожалению, в Тюмени отсутствует инфраструктура по созданию подобных фильмов, в отличие от того же Екатеринбурга. Ведь главное для создания подобных фильмов — люди, готовые работать над проектом и соответствующие финансы. Режиссёры, работавшие над фильмом — Анита Берханэ и Джон Дэвид Клифф — прекрасные специалисты, снимающие артхаусное кино и ухватившиеся за мою идею. Нам активно помогало МЧС, консультировали специалисты из ТВИККУ. Благодаря этому я рад представить вам пилотную версию картины». Впрочем, работа над картиной ещё продолжится.

Закрыл КинЗУ фильм о цирковых артистах — эмигрантах, радующих своими выступлениями зрителей Европы и США и создающий откровенно солнечное и радостное настроение.

В завершение хочется сделать некоторые выводы. Кинодокументалистика по-прежнему существует и продолжает освещать острые моменты нашей жизни, беспристрастно констатируя все стороны современности. Остаётся надеяться, что документальное кино будет таким же честным, критичным и по-хорошему жёстким, а поклонников у него прибавится.

 
По теме
  В Армизонском районе с 18  по 22 марта проведен прием граждан выездным Центром здоровья,
  Уважаемые жители Армизонского района! Сообщаем Вам, что граждане пенсионного, предпенсионного возраста и сотрудники учреждений,
Совместными усилиями не допустить пожаров! - МЧС В Главном управлении МЧС России по Тюменской области совместно с представителями Прокуратуры Тюменской области проведен совместный учебно-методический семинар по вопросам подготовки и организации работы в период прохожде
МЧС
Фото Сергея Мжельского - Tumentoday.Ru Своим опытом тюменцы поделились со специалистами из Москвы Фото Сергея Мжельского Опыт оказания медицинской и социальной помощи бездомным людям в Тюменской области был отмечен президентом России Владимиром Путиным.
Tumentoday.Ru
В Тюменской области с начала года выявлено почти 60 случаев туберкулеза - NG72.Ru Автор: НАША Газета Источник фото Департамент здравоохранения Тюменской области В течение месяца тюменцы могут пройти флюорографическое обследование в любой поликлинике С начала года в Тюменской области было выявлено о
NG72.Ru
Театральные загадки - Библиотечный центр 27 марта в Тумашовской сельской библиотеке была организована игра-викторина «Театральные загадки», посвященная Дню театра.
Библиотечный центр