Искусство или трэш?

Фото: t-i.ru

Авторская рецензия Андрея Запрудина на фильм «Мэнди».

Коллаж Андрея Запрудина

В минувший четверг на российские экраны вышел фильм « Мэнди ». Еще до выхода в широкий прокат критики окрестили картину культовой. Что же такого они увидели в банальной истории мести, которая, вдобавок, рассказана в жанре ужасов?

1983  год. Дровосек Ред (Николас Кейдж) вместе с  художницей Мэнди (Андреа Райзборо) мирно живут в  уединенном лесном домике. Их  быт похож на  идиллию — девушка поглощена чтением и  рисованием картин, подрабатывает в  местном магазинчике, пока ее  суженый валит деревья. Вечерами влюбленные самозабвенно смотрят ужастики по  телевизору и  ведут беседы. Так  продолжается до  тех пор, пока в  округе не  объявляется наркоманский культ во  главе с  сумасшедшим Иеремией (Лайнас Роуч). Безумцы жестоко убивают девушку на  глазах у  героя, а  его раненного оставляют умирать. Выживший Ред, обезумевший от  боли и  горя встает на  кровавую тропу мести.

Хотя, «тропа» — мягко сказано, особенно учитывая масштаб жестокости, творящейся на  экране. Назовем это «дорогой», или  даже «шоссе мести». Можно сказать, даже  взлетная полоса. Вот  только «взлететь» картине, несмотря на ее  отчаянные, неприкрытые попытки казаться чем-то  возвышенным, так и не  удается. Но  обо всем по  порядку.

Этот  фильм не  просто появился на  радарах киноманов — он  буквально ворвался в  новостные сводки, лихо  выбив дверь громкими заголовками о «долгожданном возвращении» (в  былую форму) оскароносного Николаса Кейджа и  заявлениями критиков о  неминуемой культовости картины. Дифирамбы были  настолько возвышенными, что  поначалу не  верилось, что  фильм может быть  настолько хорош. Но  впечатляющий трейлер убедительно доказывал, что в  картине будет, на  что посмотреть. Масла в  огонь подливали также отзывы зрителей с  кинофестиваля «Санденс» и  практически единогласная похвала журналистов. Градус ожидания придавал и  тот факт, что  создатель картины Панос Косматос — сын  прославленного голливудского режиссера Джорджа Косматоса, известного по  картинам «Рэмбо: Первая кровь 2» и «Кобра». Достаточно популярная нынче подача материала в  ностальгическом стиле кинематографа 80-х  вкупе с  вышеперечисленным позволила говорить о  ленте, как об  одном из  самых ожидаемых кинособытий года.

Стильный визуальный ряд  фильма, безусловно, порадует ценителей изящных и  оригинальных изобразительных решений. Густая атмосфера, умело дополненная саундреком, придется по  вкусу не  только ретроманам, но и  почитателям авторского кино. В «Мэнди» действительно много по-настоящему запоминающихся кадров, которые наверняка врежутся в  память и  останутся со  зрителями после просмотра надолго. Вдобавок происходящее на  экране щедро сдобрено черным юмором, а  некоторым эпизодам (например, с  пьющим водку в  ванной Николасом Кейджем) просто суждено превратиться в  очередные мемы.

«Мэнди» — это  достаточно своеобразный аттракцион, хотя и  весьма сомнительный с  точки зрения непосредственно развлекательных качеств. Лента получилась неровной, непропорциональной и во  многом неказистой. Стильному визуальному ряду  можно противопоставить невероятную нудность фильма и  сюжет, словно рассказанный пятиклассником. С  динамикой повествования у  режиссера явные проблемы: завязка, умещающаяся в  пару предложений, разворачивается на  экране более часа, «съедая» больше половины хронометража. А  практически полное отсутствие третьего акта  истории выглядит откровенной насмешкой в  сторону зрителя. Складывается впечатление, что  авторы просто-напросто поленились заканчивать фильм.

Исполнитель главной роли  также не в  состоянии поразить зрителя — мучительные потуги в  попытках изображения буйства и  ярости преданные фанаты уже  могли наблюдать в  продолжении «Призрачного гонщика». Поэтому в  плане актерской игры  Кейдж не  предлагает ничего нового или  сверхъестественного, а  утверждения о  его «долгожданном возвращении» и «лучшей роли за  долгие годы» явно  преувеличены. Безусловно, фигура Кейджа практически идеально подходит для  участия в  подобном проекте — обладатель «Оскара» за  лучшую мужскую роль, но в то же  время извечный герой множества интернет-мемов и  шуток, он  смотрится вполне органично в  спорной и  неоднозначной картине.

Поскольку главный герой дровосек, основными орудиями мести в  его руках становятся топор и  бензопила. И  если пила  просто волей случая «попадается под  руку», то  появление пресловутого топора с  авторским дизайном никак не  оправдывается. Хотя, этот  нюанс можно было  легко обыграть — ведь  покойная спутница протагониста была  художником и  поклонницей фэнтези, поэтому оригинальное оружие Ред  мог бы  сделать на  основе ее  эскизов. Вообще, создается впечатление, что  автором не  хватило фантазии — как в  плане работы над  сюжетными деталями, так и в  плане поиска способов умерщвления экранных гадов. Внимания заслуживает разве что  дуэль на  бензопилах, но и  она поставлена весьма уныло, поэтому довольствоваться приходиться лишь  самой концепцией подобной схватки.

В  картине есть  потенциал, но он не  раскрывается. Так, в  начале фильма герой слышит по  радио рассуждения о  перерождении американского общества и  его возвращении к  традиционным ценностям. Но  это самое общество навсегда остается за  кадром, а  фильм живописует лишь  сумасшедших сектантов и  наркоманов-байкеров. Еще  один пример — это  сама Мэнди. Она  творческая личность, художник, с  головой окунающийся в  литературу. Но ее  лицо обезображено шрамом. Может быть, это  свидетельство непростого, взрывного характера или  потаенной звериной сущности? Об  этом мы  тоже не  узнаем.

Главные проблемы фильма — это  вторичность и  неровность. К  сожалению, почти все  удачные моменты — это  цитаты или  реверансы. Где-то  действие невероятно растянуто, а в  некоторых местах панически скомкано. Несоответствие пропорций настолько сильно бросается в  глаза, что  хочется рыдать, как  главный герой, наблюдающий за  жестоким убийством своей возлюбленной.

В  целом картина не  оправдывает возложенных на  нее ожиданий. Для  авторского высказывания тут  слишком много жанровых условностей и  клише. Для  трэша — много пространных диалогов и не  достает динамики. Для  фильма, предпринимающего попытки демонизации (мести или, например, наркотиков?) — слишком много черного юмора. Выходит, что  фильм — один  большой перебор, смахивающий на  больную фантазию. Искусство, конечно, это, зачастую, преувеличение, но  когда этот  прием выходит за  все возможные рамки, то  полотно превращается в  уродливую карикатуру.

Тем не  менее, лента уже  нашла своих почитателей — готовых поверить в ее  гипнотический шарм и  провозгласить примером гениальности. Некоторые видят в  наплевательском отношении к  классической драматургии шаг  вперед и  аплодируют режиссеру за  смелые попытки искать «новый киноязык». Другие упиваются противоречивостью и  неоднозначностью фильма, сетуя на то, что  такие проекты редко появляются на  больших экранах. А  третьи в  восторге от  психоделического безумия и  готовы пересматривать «шедевр», ведь  фильм — словно ожившее гитарное соло, где  логика, структура и  смысл принесены в  жертву красоте и  непостижимой умом, а  лишь сердцем, гармонии. Выходит, что  для одних фильм — сплошная поэзия, а  для других — плевок в  лицо, душу и  кошелек.

И  все же, почему эта, как  оказалось, не  особо удавшаяся картина вызвала такой шквал эмоций, чем  она близка зрителю? Возможно, правда в  том, что  одна из  важнейших задач искусства — отражать современную действительность. А  этот фильм и  правда чем-то  похож на  сегодняшнюю жизнь: невероятно нудный и  вялотекущий, местами срывающийся в  агонию и  панику. Смешной и  страшный, впечатляющий и  отталкивающий, живописующий истерику и  откровенную вакханалию, пронизанный бессмысленной болью и  столь же  бессмысленными «откровениями». Все  это маскируется привлекательной ширмой, которая спасает от  абсолютного разочарования, но не в  силах скрыть слабости и  неопределенности. Возможно, взгляд под  таким углом действительно возводит мрачный трэш в  ранг величественного искусства. Или, может быть, этот  взгляд — жалкая попытка разглядеть в  фильме положительные стороны и  привести их  общему знаменателю.

Отличить искусство от  мусора с  каждым годом все  сложнее. В  чем же  дело? В  том, что  художники пишут картины навозом? Или в  том, с  какой тщательностью и  благоговением вырисовывают этот  самый навоз на  масштабных полотнах, одним из  которых оказался современный киноэкран?

Андрей Запрудин

 
По теме
 
 
фото официальной группы ВКонтакте "Космос / Молодежный театральный центр" - ИА Тюменская линия | фото официальной группы ВКонтакте "Космос / Молодежный театральный центр" Открытые воркшопы по владению голосом и речью пройдут в Тюмени в молодежном театральном центре "Космос" 23 и 30 ноября.
17.11.2018
В 2017 году в Кишиневе арестовали лидера молдавского наркосиндиката Олега Прутяну по кличке Борман. Его картель ввозил в Россию крупные партии гашиша из Марокко. Фото: кадры оперативной съемки - KP.Ru Корреспонденты «Комсомолки» разбирались, зачем нам такие мигранты [инфографика] Александр РОГОЗА Семен ЕЛЕНИН Николай Греку, Раду Кэлугэрян, Влад Мокану, Ион Крихан, Сергей Ончу и еще полдюжины фамилий.
17.11.2018 KP.Ru
В отдел полиции №3 УМВД России по городу Тюмени поступило сообщение от охраны торгового комплекса, расположенного на улице Барабинской и специализирующегося на продаже электрооборудования,
16.11.2018 УМВД Тюменской области
В отдел полиции №2 УМВД России по городу Тюмени поступило сообщение от тюменцев, проживающих в доме по улице Малиновского, о том, что неизвестный из окна, расположенного на десятом этаже, выбросил собаку.
17.11.2018 Тюменская правда
Специалисты обнаружили в Тюмени лошадей, больных инфекционной анемией. Карантин объявили 24 октября, а накануне продлили его до конца декабря – в Юргинском районе животные заболели бешенством.
16.11.2018 ГТРК Регион-Тюмень
"Подмосковный Отелло" Дмитрий Грачёв получил 14 лет колонии [видео] Александр РОГОЗА @rogozavr В Серпуховском суде сегодня объявили приговор «подмосковному Оттело».
15.11.2018 KP.Ru
ДТП произошло на перекрестке улиц Авторемонтной и Механизаторов. Водитель «Лады» врезался в дорожный знак, а затем машину отбросило на людей.
15.11.2018 ГТРК Регион-Тюмень
Рецензия на фильм «Под Сильвер-Лэйк». Коллаж Андрея Запрудина До российского кинопроката добралась картина со странным названием « Под Сильвер-Лэйк », полная загадок, тайн, скрытых посланий,
16.11.2018 Тюменские известия
В Музейном комплексе имени Словцова провели региональный этап конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!» Уральского федерального округа.
15.11.2018 Тюменские известия
"Тюмень-д" - "Ухта-д" 6:1 - МФК Тюмень Первенство России. Высшая лига. 3 тур. Ялуторовск. "Тюмень-д" - "Ухта-д" 6:1 (2:1) Голы: 0:1 Сашнев, 1; 1:1 Герейханов, 6; 2:1 Герейханов, 19; 3:1 Герейханов, 24; 4:1 Кузьмин, 26; 5:1 Герейханов, 30; 6:1 Герейханов,
17.11.2018 МФК Тюмень
Дзюдоист центра олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо» поднялся на пьедестал ровно через год после предыдущего успеха .
13.11.2018 Тюменские известия
На форуме в Ялуторовске подвели итоги проекта «Раздвигая границы» - Правительство Тюменской области В г. Ялуторовске состоялся форум участников муниципального социального проекта «Раздвигая границы», направленный на развитие системы социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
17.11.2018 Правительство Тюменской области
Светлана Сафронова на участке от ул. Орджоникидзе до Профсоюзной. Ориентировочно до 17 часов в Тюмени ограничено движение транспорта, кроме общественного, по улице Ленина на участке от ул.
16.11.2018 Vsluh.Ru
В связи с плановыми работами на сетях электроснабжения 16 ноября с 9 до 13 часов в Тюмени будут отключены светофорные объекты по адресам:  - на пересечении ул.
15.11.2018 Администрация г. Тюмень
Анонс. Прием на 16 ноября 2018 года прокурора Тюменской области в Тобольске перенесен В связи с изменением графика работы прокурора Тюменской области Владимира Владимирова прием граждан,
15.11.2018 Прокуратура Тюменской области