Сергей Осинцев отрицает демократию в театре и говорит, что отважный герой сегодня не в моде

Сергей Осинцев отрицает демократию в театре и говорит, что отважный герой сегодня не в моде
Сергей Осинцев отрицает демократию в театре и говорит, что отважный герой сегодня не в моде
Сергей Осинцев отрицает демократию в театре и говорит, что отважный герой сегодня не в моде
Сергей Осинцев отрицает демократию в театре и говорит, что отважный герой сегодня не в моде
Фото: tumix.ru
На сей раз мы говорим о том, как сыграть отвагу и насколько востребован сегодня такой герой на сцене с директором Тюменского драматического театра, актером Сергеем Осинцевым.

Tumix продолжает публиковать истории на тему "Отвага". Свое мнение о современном понимании отваги высказал руководитель креативного агентства FOL’GA Дмитрий Петрулев и даже обозначил ее "пять принципов". Вторая история была посвящена Виталию Смолянец – единственному в мире дрессировщику диких зверей, у которого вместо обеих ног протезы. Мало того, что сама профессия требует недюжинной смелости, ног он лишился, спасая жизнь незнакомому человеку.

На сей раз мы говорим с директором Тюменского драматического театра, актером Сергеем Осинцевым о том, что такое отвага, как ее  сыграть  и насколько востребован сегодня отважный  герой на сцене.

Предполагаемые обстоятельства

– Для меня отвага – самопожертвование в любом случае. Человек изначально понимает, что может погибнуть, но все равно совершает Поступок – во имя человека, во имя идеалов. Или чтобы эти идеалы были.  Не каждый, к сожалению, способен на такое.

В Кемерово мы увидели таких отважных людей, которые спасали других порой ценой своей жизни...

Сыграть отвагу?  Наверное, актеры все же проживают жизнь своего героя. Ведь кто такой он – мой герой?  Это я в предполагаемых обстоятельствах. Как разделить себя с персонажем? Мы, конечно, играем эмоции, но они очень близки к реальным. И мы проживаем их, пропускаем через себя. Это не проходит бесследно – наверное  поэтому актеры так часто болеют, сжигают себя вредными привычками – сложно бывает выключиться.

Напоминаю Сергею о его первой большой  роли  – в неординарном спектакле "Эквус", мистическом  триллере.  Невероятная пьеса сама по себе, а уж для Тюмени 20-летней давности и подавно. Очень сложный образ, нервный, ломаный и... трогательный.

В "Эквусе"  надо было войти в состояние подростка, которому с одной стороны отец навязывает  коммунистическую идеологию, с другой – мать – религиозные догматы.  В нашем понимании, понимании нормального человека, этот мальчик Алан Стрэнг совершил ужасный поступок – выколол глаза лошади. Но не все так однозначно. Это был его протест, его ответ Богу в образе лошади.

Чтобы вжиться в психологию этого персонажа, понять его внутренний мир и психику, я отправился в психо-неврологическое лечебное учреждение. Меня  закрыли в одной палате с больными в стационаре Винзилей. Это было похоже на ад. Я входил в образ человека "не в себе". Получилось. Но  потом, после каждого сыгранного спектакля, мне нужно было два-три дня, чтобы выйти из этого состояния, вернуться в свой мир. Только к седьмому или восьмому  спектаклю отпустило, что называется,  я научился легче перешагивать  эту грань – от Алана к себе.

Я никогда не играл военных, разведчиков, летчиков. У меня амплуа: артист-неврастеник. Любимая роль, пожалуй,  Мольер – человек-амплитуда. Практически все роли такие.

Господа Головлевы

Было бы неправильно обойти стороной этот спектакль. Ваш герой –  Степка, как его называют родные, находится на сцене недолго, но даже когда покидает ее, остается его аура. Вы, как актер, стягиваете мощно на себя астрал.  Ваш Степан как бы не герой, в том понимании, что не чувствуется в нем особой отваги. Да, был на войне и в то же время не был, она для него стороной прошла. Не выпало ему случая проявить себя и  стать  Героем. Может,  от этого он страдает и по сути дела убивает себя?

– Всего 40 минут мой герой живет на сцене. Я понимаю, что он не главный герой пьесы, но испытываю кайф. Играю ради этого сумасшедшего финального бега – от судьбы, от девушек, которые ее символизируют, от семьи, которой он не дорог, от себя самого. И когда начинает звучать "С чего начинается Родина…" – у меня мурашки по спине. Он шел к себе домой, думая, что они стали любить друг друга. Ведь они его семья. Но этого не произошло. Отвага ли это? В любом случае, протест.

Отважный герой – какой он?

– Знаете, мы сами в себе убили  любовь и любопытство к своей истории и своей литературе. Для меня, скажем, имена Сережи Тюленина, Ульяны Громовой и других героев-краснодонцев из "Молодой гвардии" много значат. Они заложили во мне нечто, что повлияло на меня, на мое мировоззрение. Сейчас спроси студентов, просто молодых людей, что такое "Молодая гвардия" и они скажут – это молодежное движение, которое устраивает прикольные флэшмобы в Тюмени. А про тех ребят, своих сверстников, даже не знают.

Или еще Зоя Космодемьянская для меня отважный человек. Она, молоденькая девушка, боролась с режимом так, как могла – поджигала строения в деревне, где разместились фашисты. А сейчас говорят, да зачем она это делала, да как глупо это было... Какие страдания перенесла, уму непостижимо.

Герои прошлого живут во мне и продолжают помогать оставаться человеком.

В профессии для меня пример отважного человека – Олег Табаков, который недавно ушел из жизни. Он долго создавал и продвигал свой театр, поддерживал актеров, награждал, помогал материально, лечил, обновил все могилы актеров "Табакерки". Да, он был авторитарным руководителем. Но в театре демократия невозможна. Только монархия! Но при этом  должна быть забота о каждом.

Герои востребованы на сцене?

– Нет. Нет сегодня моды на героев в классическом понимании. Сферу искусства все больше сталкивают в сферу обслуживания и развлечения. Не люблю разговоры про то, что "театр должен воспитывать". Но хороший театр, в моем понимании, вдохновляет зрителя, заставляет выйти после спектакля с чем-то важным внутри, а значит – воспитывает дух. Мне близок именно такой театр.

Даже в комедийных постановках мы, в нашем Большом драматическом, стараемся показать какую-то мораль. Искренне рад, что аудитория театра омолодилась за минувшие лет семь. Люди идут, смотрят,обмениваются мнениями в соцсетях, сопереживают. Театр – живая субстанция, которая постоянно меняется.

Мне было удивительно, какой мощный отклик получил от зрителей спектакль "С любимыми не расставайтесь". Это весьма своеобразная постановка, эдакий спектакль-эмоция.

"Глупые случайности и случайные встречи – составляющие жизней героев, чьи судьбы удивительным образом пересекаются", – сказано в анонсе спектакля. – "С любимыми не расставайтесь"   – попытка осмысления глубины одиночества каждого из нас и предложение остановки, преодоления гордыни. Только, скинув собственный "мешок" и, переходя на шаг, человек может вступить в тихий и нежный разговор с самыми близкими, пока еще не случилась беда"

Как это важно – не терять любимых, чтобы найти новых любимых… Такое осознание требует отваги. И отважного сердца.

 

По теме:

Драконозависимый Дмитрий Петрулев рассказал о своем понимании отваги

  После потери ног, дрессировщик львов Виталий Смолянец сам стал легендой цирка

Людмила Янгельских
 
По теме
В театральной жизни села Казанское много лет было затишье. Нарушили его молодые режиссёры Ольга Чернобай и Марина Гудина, которые пришли работать в районный Дом культуры.
Билеты на спектакль Абатского народного театра разлетелись всего за несколько часов.
Приглашаем на фестиваль «Рубиновый микрофон» и традиционную ретро-программу «Городская танцплощадка».
В Туртасе прошло комплексное тактико-специальное учение по ликвидации последствий ЧС - Уватский район В Уватском районе для совершенствования практических навыков, слаживания работы в чрезвычайных ситуациях в условиях, максимально приближенных к реальным, систематически проводятся тактико-специальные учения.
Уватский район
«Веселый и добрый, проказник домовой» - Центр соцобслуживания населения Каждый из нас знает, кто такой домовой. Он живет за печкой или на кухне, оберегает и защищает дом от врагов, пожаров, болезней, отвечает за благополучие и лад в семье.
Центр соцобслуживания населения