Что наша жизнь? Экран!

Фото: t-i.ru

Рецензия на фильм «Под Сильвер-Лэйк».

Коллаж Андрея Запрудина

До  российского кинопроката добралась картина со  странным названием « Под  Сильвер-Лэйк », полная загадок, тайн, скрытых посланий, многозначительных метафор и  социальных аллегорий. Смогут ли  современные зрители справиться с  таким содержательным напором, или  этот поток образов и  смыслов попросту вытолкнет их из  удобных кресел кинотеатра?

Главный герой Сэм (Эндрю Гарфилд) — типичный неудачник. Безработный оболтус с  кучей долгов, который болтается целыми днями без  дела, коротая время выпивкой и  просмотром фильмов и  комиксов. Его  жизнь круто меняется, когда по  соседству появляется обворожительная Сара (Райли Кио). Молодые люди  проводят совместный вечер, но на  следующее утро  девушка исчезает. Герой, в  попытках отыскать красотку, погружается в  пучину загадочного заговора, полумистических событий и  вселенских тайн. Распутывая череду скрытых посланий, Сэм  столкнется с  убийствами, похищениями, влиятельными противниками и  сюрреалистическими созданиями. Ах, да — дело  происходит в  Голливуде. Или в  голове у  главного героя?

Режиссер и  сценарист Дэвид Роберт Митчелл в  своем третьем полном метре, кажется, окончательно сформировал авторский почерк. Его, теперь уже  без сомнений, узнаваемый стиль неотрывно связан с  тематикой взросления, полуабстрактного вневременного экранного пространства и  множеством отсылок и  реверансов к  классике Голливуда. Чувствуется, что  Митчеллом движут не  только желание рассказать историю, но и  некоторые киноведческие мотивы, которые подталкивают его (а  вместе с  ним и  зрителя) разглядывать в  кинематографе его  содержательную, а не  повествовательную природу. Новый фильм режиссера предлагает искать смыслы в  массовой культуре и в, казалось бы, банальных, повседневных вещах.

Герой Эндрю Гарфилда — это «большой ребенок», безответственный, незрелый, эгоистичный и  амбициозный. Он не в  состоянии оплачивать свои  счета, врет  матери, дерется с  детьми и  гоняется за  одноглазым пиратом, пытаясь найти ответы на  жизненные проблемы на  пачке кукурузных хлопьев. Его  попытка разгадать смысл тайных посланий –аллегорический намек на  поиск смысла в  жизни. Неужели смысл в  стабильной зарплате и  отпуске два  раза в  год, как  выражается один из  персонажей? Или же  все, с  чем мы  столкнулись в  период своего взросления — журналы, фильмы, реклама, видеоигры, песни, книги, влюбленность и  дружба, — готовят нас к  чему-то  большему? Сэм  выбирает второй вариант, и  зрителям предстоит наблюдать, как  его судьба будет меняться в  соответствии со  сделанным выбором, куда  приведут его  принятые решения. Несмотря на то, что  герой часто совершает аморальные поступки, его  наивная уверенность в  своих действиях помогает угадать присущую ему  детскую непосредственность, а  также пытливый ум и  завидную целеустремленность. Вдобавок его  увлечения — повод утереть ностальгическую слезу и  еще раз  проникнуться к  Сэму симпатией. Ведь  каждый зритель, окунаясь в  пучину детских воспоминаний, с  удовольствием вспоминает любимые фильмы и  игры.

«Под  Сильвер-Лэйк» — это, безусловно, гимн  поп-культуре. Но  гимн двусмысленный, который, с  одной стороны, трепетно воспевает массовое наследие, а с  другой — грубо, беспощадно и  практически безапелляционно втаптывает его в  грязь.

Помимо очевидной темы  взросления одним из  главных мотивов картины становится тематика паразитирования — на  известных образах, на  культурном наследии; паразитирование рассматривается и  как социальное явление, и  как процесс в  искусстве. Народ буквально пирует на  надгробиях знаменитостей, а  один из  персонажей считает коллекцию гипсовых слепков лиц  известных персон своим главным достоянием. Кульминационная сцена встречи с  загадочным творцом-композитором и  вовсе шокирует своей циничностью — искусство перестает казаться возвышенным, а  превращается в  банальный продукт потребления. Культовые песни и  фильмы сравниваются с  обложками кукурузных хлопьев, голливудские старлетки с  проститутками, а  вечная жизнь — с  гедонизмом, оргиями и  бесконечным просмотром телевизора. А  пессимистичный взгляд героя (или  режиссера?) на  повседневность удручает. Жизнь, по  его мнению, это  клетка, из  которой не  выбраться. И, окажись ты  хоть в  персональном «раю», хоть в  номере дешевого мотеля, единственный способ «осилить» ее — это  получать удовольствие от  процесса. Не  просто жить, а  паразитировать на  жизни, высасывая из  нее лишь  наслаждение, закрывая глаза на  боль, унижение и  проблемы, как  свои, так и  чужие. В  финале главный герой, который и  так не  отличается высокой нравственностью, окончательно превращается в  паразита.

Разбираясь в  этимологии картины, можно предположить, что в  качестве запала режиссер использовал искры, которые сыплются при  столкновении детских фантазий с  жестокой обыденностью в  период взросления. Мечты рассыпаются прочь, вместе с  осознанием безвыходности положения приходит сожаление о  том, что  самый беззаботный период в  жизни уже  позади. Одна из  героинь говорит герою, что  стоит ценить это  время, когда можно лишь  веселиться и  отрываться по  полной. В ее  словах — манифест Сэма, который не  готов отпустить детство, чтобы повзрослеть. А  беспощадный Голливуд, который переваривает сам  себя, становится не  просто удачной декорацией, а  еще одним героем-паразитом, подыгрывающим общей теме.

Фильм определенно заслуживает дискуссии. По  форме «Под  Сильвер-Лэйк» — это  многослойная загадка, полная аллегорий на  современную жизнь и  современный Голливуд, завернутая в  привлекательный фантик конспирологического детектива. Причем жанровая направленность также подается в  эксплуатационном ключе — это  вывернутые наизнанку клише и  отсылки, которые бесконечно повторяются, наслаиваются друг на  друга и  порождают некоторое подобие тайны.

Нотки нуара в  картине переплетаются с  детским дурачеством и  налетом сюрреализма, сюжетные условности соседствуют с по-настоящему интересным и  небездоказательным взглядом на  состояние сегодняшнего общества потребления. Фильму удается быть  притягательным и  отталкивающим, казаться невероятно сложным для  понимания, но  достаточно простым по  сути. Эта  двойственность — главное достоинство ленты и  главный ее  недостаток.

Какова же  реакция аудитории? Зритель в  соседнем кресле признается, что  пришел на  повторный просмотр. Он  постоянно что-то  записывает о  происходящем на  экране в  телефон, увлеченно кивает, словно в  подтверждение своих догадок, или, нахмурив брови, задумчиво мотает головой. В  это же  время некоторые недовольные продолжают покидать зал, гневно бурча проклятья в  адрес создателей фильма. После просмотра молодые ребята просят прощения у  родителей, с  которыми пришли на  сеанс: «Извините, думали, будет нормальный фильм». А  билетеры на  выходе из  зала растерянно разводят руками, объясняют: народ частенько сбегает с  просмотра, зато  некоторые идут на  фильм не по  разу, приводят с  собой целые компании друзей.

Так в  чем же  главная тайна «Под  Сильвер-Лэйк»? Субъективно, фильм — удачная, достаточно остроумная, хотя и  фривольная эксплуатация детективного жанра, приправленная рассуждениями о  взрослении, культуре и  смысле жизни. Несмотря на  явную эксплуатацию всего и  вся (от  косвенных «заигрываний» до  однозначных отсылок) фильм сделан уверенно и  самобытно, а  это заслуживает уважения. Картину интересно смотреть, но «Под  Сильвер-Лэйк» не  просто история, а  знакомство с  авторским взглядом. Этот  взгляд может быть  недопонят, неприятен или  вовсе отвергнут. Объективно же  это кино, мягко говоря, «на  любителя». Экранное ребячество придется по  вкусу далеко не  всем, а  ближе к  середине хронометража может и  утомить. Фильм не  чурается откровенной демонстрации фекалий, насилия и  секса, что  также понравится не  каждому зрителю. А  сюжетная и  содержательная составляющие и  вовсе могут ввести в  заблуждение — обычно в  народе не  принято пестовать подобную «заумь».

В  картине есть  интересный эпизод: друг  главного героя (Тофер Грейс) предлагает с  помощью радиоуправляемого квадрокоптера подсмотреть за  тем, как  будет раздеваться красотка-модель. В  этот момент режиссер словно вступает в  диалог с  Альфредом Хичкоком и  его рассуждениями о  том, как  зритель любит подглядывать. Вот  только барышня вместо демонстрации своих прелестей начинает безутешно рыдать, а  герой допивает пиво и  отправляется прочь. Многозначительная сцена может передать и  эмоции зрителей, пришедших на  фильм в  кинотеатр, — обманутые ожидания неизменно приведут к  разочарованию и  желанию скорее уйти. Кому  интересны эмоции, переживания, когда хочется банального зрелища? Думается, именно культура потребления, а не  культура просмотра заставляет некоторых людей покидать кинозал до  начала финальных титров.

Андрей Запрудин

 
По теме
 
 
Large 32740dc5 6875 4fcb b7b4 5723e1bb6e76 - Vsluh.Ru Вслух.ру Его задержали полицейские села Викулово. Полиция села Викулово Тюменской области задержала подозреваемого в причинении вреда здоровью супруге.
10.12.2018 Vsluh.Ru
В отдел полиции № 8 УМВД России по городу Тюмени поступила информация от жителей дачных участков, расположенных на территории Ирбитского тракта, которые сообщили, что у них похитили имущество.
08.12.2018 Тюменская правда
Спецкор «КП» Ульяна Скойбеда разбиралась с запутанной историей 18+, в которой все персонажи реальны, но ни один сотрудник не пострадал [видео, фото] Ульяна СКОЙБЕДА - Галиев произвел семяизвержение,
07.12.2018 KP.Ru
Победы юных художников - Тюменский муниципальный район Ребята из Тюменского района одержали победу в Международном конкурсе изобразительного искусства «Я – художник».
10.12.2018 Тюменский муниципальный район
В Тюмени открылась персональная выставка работ мастера деревянного зодчества Святослава Шитова «Солнечный конёк».
07.12.2018 Тюменские известия
Тоболяки поделятся на две команды и создадут театральные эскизы в жанре документального театра Светлана БОРИСОВА 14 декабря в мультицентре «Моя территория» (Красноармейская, 6 корп.4) стартует проект «Театральная эволюция».
09.12.2018 KP.Ru
Авангардушка, уже разливший масло? - неделя Шестой Лиги. - Городская федерация футбола -Если в романе Булгакова Мастер и Маргарита Аннушка, которая уже разлила масло, стала определением предначертанной судьбы, то четверговая и вчерашняя воскресная победы Авангардушки,
10.12.2018 Городская федерация футбола
«Комсомолка» узнала, как опальные футболисты проведут праздники Александр РОГОЗА Иван МЕЛЬНИКОВ На минувшей неделе Тверской суд оставил бывших игроков сборной России Александра Кокорина и Павла Мамаева под арестом .
08.12.2018 KP.Ru
ТРО партии "Единая Россия" - ИА Тюменская линия Депутат Госдумы Иван Квитка | Фото: ТРО партии "Единая Россия" Деятельность межрегиональных координационных советов (МКС) будет сосредоточена на ключевых задачах партии, подчеркнул депутат Государственной думы Иван Квитка,
10.12.2018 ИА Тюменская линия
Фото предоставлено пресс-службой проекта "Европейский Берег" - Newsprom.Ru Фото предоставлено пресс-службой проекта "Европейский Берег" Привлекательный вид из окна продлевает жизнь на 3–5 лет Американские ученые из клиники Майо Университета штата Айовы подсчитали среднюю продолжительность
10.12.2018 Newsprom.Ru